28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Тропарь праздника:
В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу , Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
Похвальное слово на Успение святой Владычицы нашей Богородицы
Ныне земное небо, облеченное одеждою нетления, переносится к лучшему, вечному жилищу. Ныне духовная и освещенная Богом луна, шествуя навстречу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни, и вместе с тем восходя, просвещается славою бессмертия. Ныне златокованный и богосоделанный ковчег переселяется из земной скинии в небесный Иерусалим, в покой бесконечный, о чем нам и богоотец Давид, воспевая как бы на кифаре, говорит: приведутся Царю девы, (т. е. души) вслед Ея принесутся Тебе (Пс. 44:15).
Итак, теперь Богородица, смежив телесные очи, приносит нам великие и блестящие, никогда не заходящие, духовные светила, – бодрствования и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ея Богодвижныя уста, говорившие естественным голосом, Она открывает Свои присноглаголющие, умоляющие за весь род наш уста. Ныне опустив Свои телесные руки, которыми носила Бога, Она, став бессмертной, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворного лобызания и приличествующего поклонения.
Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; будучи возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, побежденная тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо бесчестия. Да радуется Ева, поскольку она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственного источника, утоляя ими смертоносную жажду.
Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо таинство славно, высоко и превосходит всякий ум: нет ничего подобного ему или сходного с ним, чтобы мы могли легко изъяснить его… Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела…
Изумляется ум мой, разсуждая о дивном успении твоем; связуется язык мой, когда повествует о таинстве воскресения твоего. И подлинно, кто достойно слышаны сотворит вся хвалы твоя, и кто возвестит все чудеса твои? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык передаст достоинства и дела твои, представит и изобразит твои таинства, славы, праздники, хвалы? И настоящее таинство всякий язык изнемогает восхвалять, слабеет, не достигает цели, посрамляется. Ибо ты превосходишь, несравненно превышаешь величием всякую высочайшую часть неба, сиянием святости – свет солнца, заслугами – достоинство ангелов, и бесплотное существо всех разумных и умопостигаемых сил.
О, светлое и славное торжество твое! Так скажу я, радуясь. О, дивное и полное знаменательности преставление твое! О, погребение твое, дающее нетленную жизнь, Родительница света!.. Но, проходя облака, восходя на небо и войдя во Святое святых во гласе радования и исповедания, удостой, о, Богородице! благословить концы вселенной, спасительно умеряя Твоими молитвами растворение воздуха, даруя дожди во благовремении, управляя ветрами, делая плодородною землю, церковь спокойною, утверждая Православие, охраняя царство, прогоняя варварские народы, покровительствуя всему христианскому роду… Ибо ты, Матерь Божия, пророчествовала о будущем: се бо отныне ублажат мя вси роди (Лк. 1:48).
Преподобный Феодор Студит
«Благовестник» №31, 2009 г.
Кондак праздника:
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста; яко же бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
(128)