О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает.
Из песнопений праздника Успения
Ныне умственная одушевленная Лествица, по [средством] которой Вышний нисшел, явился на земле и пожил с человеками, взошла от земли на Небо посредством смерти, как бы некоторой лествицы.
Ныне земная Трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб жизни, угль Божества, взята от земли на Небо и врата Божии, зрящие на востоки, сделались вратами Небесными.
Ныне одушевленный Град Божий из земного Иерусалима прелагается в Иерусалим Небесный; Родившая из Себя первенцем и единородным Того, Кто перворожден всей твари и единороден от Отца, водворяется в Церкви первородных; одушевленный и умственный Кивот Господень вносится в покой Сына; Дверь райская отверзается и приемлет Богоносную Ниву, па которой произросло Древо вечной жизни, то есть Христос, виновник жизни всех.
Ложе Божественного воплощения Слова почило в тщеславном гробе, как бы в чертоге, и из него переселилось в Небесный брачный чертог, чтобы славою царствовать с Сыном и Богом, оставив гроб ложем для тех, которые живут на земле. Итак, гроб есть ложе? Подлинно, ложе, и притом светлейшее всякого другого ложа. Оно сияет не блеском золота, не чистотой серебра, не светлостью камней и украшается не шелковыми тканями, не златотканой одеждой и багряницей, но богосияющим светом Всесвятого Духа.
Оно служит не для возлежания любящих землю, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь праведных душ, предстояние пред Богом, которое лучше и вожделеннее всякого блага. Этот гроб прекраснее Эдема. Этот гроб вознес от земли на Небо смертное тело, а Эдем низвел прародителя нашего с Неба на землю. Ибо где, как не там, созданный по образу Божию подвергся осуждению: земля еси и в землю отыдеши? (Быт. 3: 19)
Этот гроб важнее и древнее скинии, потому что принял в себя умный, одушевленный, богосветлый Светильник и живоносную Трапезу, на которой хранились не хлебы предложения, но Хлеб Небесный, не огонь вещественный, но невещественный огонь Божества. Этот гроб священнее Моисеева кивота, потому что заключил в себе не тени и образы, но самую истину. Он вместил в себе чистую и златовидную Стампу, которая содержала Небесную Манну; вместил одушевленную Скрижаль, в которой перстом Божиим, то есть Всесвятым Духом, заключено было воплощенное Слово, Слово ипостасное; вместил златую Кадильницу, которая произрастила угль Божества и облагоухала всю тварь.
О Чудо! Источник жизни, Матерь Господа моего, умирает. Нужно, чтобы то, что составлено из земли, и возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чистейшую жизнь через отложение в ней плоти. Нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия.
Ныне давшая начало другого бытия, то есть телесного, Тому, Кто не имел временного начала, первому и вечному бытию Своему, получает начало другой жизни от Того же, Кто дал Ей начало жизни первой… Сниди, Владыко, и воздай Матери Своей достойные награды за воспитание Твое! Простри Божественные руки и приими матернюю душу, Ты, Который на Кресте предал дух в Отеческие руки!
Призови Ее сладким гласом: «Прииди, прекрасная, ближняя Моя, сияющая красотою девства светлее самого солнца! Ты даровала Мне от Себя плоть — участвуй же со Мною во всем Моем!» Прииди Матерь к Сыну, прииди и царствуй с Тем, Кто происшел из Тебя и вместе с Тобою терпел нищету. Прииди, Владычица, прииди не как Моисей, который восшел и умер, нет, прежде умри, а потом взойди. Положи душу в руки Сына Своего; возврати персть персти, чтобы и эта вознеслась с Тобою.
Приидите, отыдем умственно все с Отходящею. Приидите, снидем сердечной любовью все с Нисходящей во гроб. Приидите, станем окрест чистейшего гроба и почерпнем из него Божественную благодать. Приидите, понесем на раменах души плоть приснодевственную; взойдем во гроб и умрем вместе с Нею; умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнью бесстрастной и непорочной. Приложим слух к Божественным песнопениям, исходящим из невещественных ангельских уст. Войдем и поклонимся и познаем преславное чудо, как Матерь Божия взята и вознесена от земли, как перенесена на Небо, как предстоит Сыну выше всех чинов ангельских, потому что нет преграды между Матерью и Сыном.
Преподобный Иоанн Дамаскин
«Благовестник» № 31, 2010 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
(66)