Троицкая родительская суббота — один из дней особого поминовения усопших в Православной Церкви. Она приходится на субботу перед Троицей, праздником, который христиане отмечают как день рождения Церкви.
В канун праздника Пятидесятницы, или Троицы, когда Церковь празднует сошествие Святого Духа на апостолов, совершается особый день памяти — Троицкая родительская суббота. В этот день Церковь молится сразу за всех, кто когда-либо жил на земле, — «от века усопших православных христиан». Поэтому Троицкую субботу называют еще вселенской.
Для христиан поминовение — это молитва об усопших (а не просто воспоминания или правильно накрытый стол), поэтому главное и единственное, что нужно, — помолиться о тех, кто уже перешел в жизнь вечную.
В Церкви существует поминовение личное (когда Вы молитесь дома или в храме сами) и общественное, церковное (когда прихожане храма во главе со священником молятся все вместе).
Основное церковное поминовение — это поминовение на проскомидии. Проскомидия — это подготовительная часть самого главного христианского богослужения — литургии. Во время проскомидии священник с молитвой вынимает из просфор, которые используются во время литургии, частицы, перечисляя имена тех, за кого поданы записки — о здравии и о упокоении. Таким образом получается, что те, кого он поминает, тоже включаются в богослужение.
Есть и другой вид общественной молитвы — панихида, которую возглавляет священник. Панихиду, за исключением некоторых дней в году (например, от Пасхи до Радоницы), можно совершать хоть каждый день, но в специальные дни поминовения усопших, такие как Троицкая родительская суббота, служится особая вселенская панихида: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».
В Троицкую вселенскую родительскую субботу мы молимся не только за «своих» — родных, друзей, знакомых. Церковная молитва в этот день совершается за всех: за забытых, за погибших на войнах, пропавших без вести, умерших без причастия, за тех, о ком некому вспомнить. И в этом великая надежда для каждого: даже если на земле уже нет никого, кто бы произнес наше имя, о нас будет помнить Церковь.
В этот день стоит поставить свечу и помолиться не только за родных, но и за тех, кого мы когда-то знали — стареньких соседей, ушедших учителей, даже случайных людей, которых Господь посылал в нашу жизнь и которые покинули этот мир. Потому что в Церкви нет «чужих». В вечности мы все одна большая семья. И наша память об умерших — это не про смерть, а про жизнь, которая сильнее смерти.
Нужно ли в родительскую субботу ехать на кладбище? Традиции такой нет. Но если есть необходимость прибраться на могилках (например, не успели сделать это на Радоницу или после нее) или просто по каким-то причинам есть желание навестить могилки своих родных, поехать можно. Как, впрочем, и в любой другой день. Можно совместить молитву в храме и поездку на кладбище, например, поехать на кладбище после службы или же сразу пойти в храм на кладбище, на котором похоронены родные.
Каждый из нас грешен и каждый из нас смертен. Мысль о том, каким, с какой душой он предстанет перед Господом после завершения своей земной жизни, должна быть главной для любого христианина. Но если у живого человека всегда есть возможность раскаяться в своих прегрешениях, исправиться, то у усопших такой возможности уже нет. Нашим умершим родным и близким остается лишь уповать на наши молитвы, которые могут облегчить их посмертную участь.
Святитель Димитрий Ростовский писал:
❝Если бы только мы могли себе представить, с каким волнением ожидает душа усопшего той минуты, когда ты войдёшь в храм Божий, когда подашь его имя для поминовения, когда вынется частица за упокой его души! Каким радостным трепетом наполнится его душа, когда эта частица, по уставу Церкви, опускается в Святую Чашу, омывается Святой Кровью Христовой при молитве совершителя богослужения: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною! ❞
(46)