Когда я говорю кому-нибудь: «Проси Бога, молись Ему, прибегай к Нему с молитвой», то он отвечает: «Я просил однажды, дважды, трижды, десять, двадцать раз, и еще не получил». Не переставай просить, пока не получишь; конец молитвы – получение просимого.
Тогда перестань, когда получишь, или лучше – и тогда не переставай, но и тогда пребывай в молитве. Если ты не получил, то молись, чтобы получить; если же ты получил, то благодари за то, что получил. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы.
Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты – муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? «Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется». Так и ты скажи: «Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется».
Грех есть великий бес. Бесноватый возбуждает сострадание, а грешник – ненависть; тот заслуживает прощение, а этот не имеет оправдания. «Помилуй меня», – краткое слово, но оно нашло море человеколюбия, потому что где милость, там все блага.
Даже когда ты будешь вне церкви, взывай и говори: «помилуй меня»: говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего настроение. Иеремия был в грязной яме, и привлек к себе Бога; Даниил был во рве львином, и благорасположил к себе Бога; три отрока были в печи, и, воспевая, умилостивили Бога; разбойник был пригвожден ко кресту, и крест не воспрепятствовал ему, но отверз Рай; Иов сидел на гноище, и пользовался милостью Божиею; Иона был во чреве кита, и Бог внимал ему. Будешь ли ты в умывальнице, молись; будешь ли в дороге или на постели, и где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение.
Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во–первых, если мы достойны получить просимое; во–вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в–третьих, если молимся непрестанно; в–четвертых, если не просим ничего житейского; в–пятых, если просим полезного; в–шестых, если исполняем должное и со своей стороны.
Как от этого зависит — быть услышанным, так быть не услышанным — зависит от противного тому, хотя бы молящиеся были праведники. Кто был праведнее Павла? Но когда он просил бесполезного, то не был услышан: «о том», говорит он, «трижды молил я Господа, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:8, 9). Кто также праведнее Моисея? Но и он не был услышан, и ему Господь сказал: «полно тебе» (Втор. 3:26); он просил о том, чтобы ему войти в землю обетованную, но это было бесполезно, потому Бог и не попустил ему.
Кроме того, мы бываем не услышаны еще и по другой причине, именно — когда молясь не оставляем грехов своих. На это указал Бог, когда сказал об иудеях Иеремии: «не возноси за них молитвы и прошения. Не видишь ли, что они делают» (Иер. 7:16, 17)? Они, говорит, не отстают от нечестия, а ты просишь за них? Но я не услышу тебя. Также, когда мы просим чего–нибудь против врагов, тогда не только не бываем услышаны, но еще оскорбляем Бога. Молитва есть врачевство; и если мы не знаем, как должно приложить это врачевство, то не получаем от него никакой пользы.
Должно молиться не просто устами, не просто языком, – ибо слова льются и тогда, когда мысль блуждает, – но из глубины сердца, с великим усердием и ревностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью.
Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корень в землю и обхватившее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает на землю; так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диавола; а молитвы, исходящие из уст и с языка, но не происходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося.
Душа сама по себе нежна и восприимчива: но как вода часто окаменевает от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Посему нам потребно много жара, чтоб размягчить затверделость ее. Это преимущественно совершает молитва. Итак, когда приступаешь к молитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтоб и душу свою сделать лучшею посредством самой молитвы.
Молящийся таким образом становится выше всего житейского, окрыляет свой ум, делает мысль свою легкой, не уловляется никакой страстью.
Святитель Иоанн Златоуст
Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»
(17)