В неделю 7-ю по Пасхе, чествуется память святых отцов I Вселенского Собора. В этот воскресный день, в нашей обители по-традиции прошли две Божественные Литургии, на которых было прочитано Евангельское чтение от Иоанна (Ин. 17:1-13, зач. 56).
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. (Ин. 17:1-13, зач. 56).
С проповедью на тему празднуемого события обратился иерей Михаил Пикулин.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
По определению Православного катехизиса, «Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». Последние слова этой формулы ясно указывают, что пастырь – не является «хозяином» стада, которое по преимуществу принадлежит Самому Богу, что пасёт он его не для себя, не для своей выгоды или удобства, а для того только, чтобы пасомые им чада Божии возрастали в преподанной им в церковных таинствах благодати и, по слову апостола Петра, «как послушные дети… по примеру призвавшего вас Святаго, и сами [были] святы во всех поступках» (1.Пет.1.14,15).
Таким образом, призывать к святости «словесных овец стада Христова», вести их по спасительному «узкому пути» (Мф.7.14) среди соблазнов и скорбей мира сего, лежащего «во зле» (1.Ин.5.19), может пастырь, который знает дорогу к вершинам духа. То есть, в полном смысле слова, «пасти стадо Христово» может только тот, кто, по точному выражению Святителя Сурожского Антония, «сам был у цели и вернулся живой». Сегодня мы вспоминаем тех, кого, воистину не погрешив против правды, можно назвать святыми отцами, – их, отцов Первого Вселенского Собора, чью память мы сегодня молитвенно совершаем.
Это ведь они в силу личной святости, в силу искренней любви ко всем «труждающимся и обремененным» (Мф.11.28) смогли перевести истины нашей веры, высокую правду Божественного Откровения с «языка ангельского» (1.Кор.13.1) на язык человеческий, это они смогли изречь те самые «глаголы неизреченные» (1.Кор.12.2), о которых пишет апостол Павел в своём послании в Коринф. Ибо Символ веры нашей, который мы поём за каждой литургией, открывает нам такую высоту, «неудобовосходимую человеческими помыслы», такую глубину, «неудобозримую и ангельскими очима», такие бездны знания о Боге, которые никто ни до них, ни после них на заведомо несовершенном человеческом языке не исповедовал и не формулировал.
Это тем более удивительно, что их идейных оппонентов к моменту открытия Собора было гораздо больше. Учение, которое исповедовали их противники, было проще и на первый взгляд даже как-то логичнее. Нам и представить себе невозможно, насколько трудно было епископам, многие из которых дотоле никогда и не видели друг друга, пойти против самоуверенного большинства и «едиными устами и единым сердцем» провозгласить истины о Боге, ставшие вечными истинами Церкви Христовой.
Они победили не потому, что оказались остроумнее своих оппонентов. Их противники проиграли не потому, что плохо подготовились к богословскому диспуту. Дело здесь вовсе не в человеческом разуме и не в человеческой логике. Дело в том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6). И благодать эта совсем не обязательно волшебным образом превращает человека из простеца в умника. Благодать Божия, без которой мы, по слову Спасителя, не можем «творити ничесоже» (Ин.15.5), делает человека не здоровым, богатым и умным, а – святым, то есть, говоря современным языком, подобным радиоприёмнику, постоянно настроенному на одну-единственную волну: на Бога.
Когда это происходит, когда душа человека устремлена к одной лишь цели, к одному Свету, когда никакие соображения выгоды, удобства или самореализации не застилают того самого, что «едино есть на потребу» (Лк.10.42), когда, говоря коротко, человек не собой занят, а Богом, тогда только он и становится пастырем стада Христова. Тогда только он и может провозглашать Истину, не искажая её своим греховным произволом. Тогда действительно «овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин.10.3,4).
Почти семнадцать веков по всей земле звучит в православных храмах голос пастырей стада Христова, которые во имя Своего Спасителя собрались однажды в городе Никее, чтобы провозгласить Символ нашей веры. И всякий раз, когда народ Божий, который во имя Своего Спасителя собирается, чтобы совершить великое Таинство Благодарения, звучит и будет звучать до конца времён этот Символ, этот памятник их вере, их надежде, их любви. Аминь».
(50)