15 февраля (2 февраля по ст.ст.) – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа на сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери.
Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили только пару голубей (Лев. 12:6–8).
По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе. Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.
И вот спустя много лет наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца и с радостью воскликнул:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Эта молитва читается теперь за каждым богослужением в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:
Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34–35).
Праздник Сретения Господня напоминает нам о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рождества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет. Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И душой отошел теперь в вечность рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.
Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещание, Егоже Симеон приим, глаголаше: ныне отпущаеши с миром, по глаголу Твоему, раба Твоего, видеша бо очи мои спасение Твое, Святый. (Из службы праздника)
В Сретение Господу
Се Жених грядет, исходите в сретение Его. (Мф 25:6)
Той прият Его на руку свою, и благослови Бога. (Лк. 2:28)
Под бременем лет и тяжестью ветхого крова души не изнемог верою долголетний старец. Крепостью упования преодолевая все трудности в возвышении от плоти и мира, прежде оком внутренним в обращении Духа, потом очами телесными сретил «спасение, уготованное пред лицем всех народов» (Лк. 2:27, 32).
Взор, омраченный суетностью, ничего бы не нашел в Отроке, принесенном в церковь по обычаю закона, кроме человека подзаконного. Но чающий вечного утешения созерцает в Нем утеху своей старости и всего Израиля; младенческая слабость не препятствует видеть в Нем Вождя Израилева, победителя мира и ада, греха и смерти. Пелены, покрывающие тело, не скрывают света, который проливается от Него далее людей Божиих — «в просвещение народов» (Лк. 2:32). Объятый благоговейным ужасом праведник, в избытке восхищения, прежде всего указал на конец жизни, в продолжении которой обещано ему видеть Христа Господня. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» (Лк. 2:29),— восклицал Симеон к держимому на руках своих. Не младенец в объятиях старца, но Вседержитель на руках человеческих, но Бог Слово внемлет изнемогающему человеку, Спаситель мира приемлет служение от спасаемого. Сколько наград за кратковременное чаяние, хотя бы оно простиралось далее всего рода человеческого!
Но столь благая участь не есть достояние единого человека. Не для известного времени, но и для нас продолжается сей вечный день, в котором можем встретить спасающего Господа. Ежели нам не предопределено очами телесными видеть и руками осязать Его, то, по крайней мере, даровано созерцать верою и встречать духом. Пришедший единожды ко всему миру, многократно приходит к каждому человеку, возбуждая его во сретение себя. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Сказавший однажды, говорит постоянно всему миру; доколе не уготовит всех во сретение славного и последнего Своего пришествия.
Небесный Жених грядет к каждой душе человеческой. Остановимся на сем пути тайного шествия и со светильником веры рассмотрим, кто уготовляется и идет во сретение или удаляется от Него.
Многообразный путь мира есть «тьма и ползок» (Пс.30:6). Суета и непостоянство, ложь и законопреступление ждут каждого вступающего на него… Таким образом, последняя искра света, сокрытая во глубине души — стремление к вечному Источнику благ, погаснет и превратится в зерно пепла хладного и мрачного — в стремление к суете мира…
Надеющийся на свои силы противоборствует силе Божией, которая «в немощах совершается» (2Кор.12:9); сознание своих подвигов великими умаляет подвиги, понесенные за весь мир Небесным Ходатаем. Сею внутреннею силою удержаны были фарисеи и книжники выйти на встречу Христу Господню; равно все почивающие на самонадеянности не видят посещения, в котором является Господь Своею помощью и силою… Но находятся те благие души, которые непрестанно уготовляются Ему во сретение. Удаление от мира и от себя приближает к Богу.
Смирившийся, ощущая немощь духа и тела… от всей души и изо всей силы вопиет о помощи: «Восстани, Господи, в сретение мое!» (Пс.43:5).
Но хотя бы тот самый, кто непрестанно восходит горе и приближается к грядущему Господу, не ощущал на земле Божественного сретения, упование уверяет нас, что он уготовляется к сретению торжественному и последнему. Когда Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове сойдет с небес, тогда терпящие Его на земле, быв в попрание всем, окрылятся, как орлы, и полетят, пред свидетелем миром, в «сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут» (1 Фес. 4:17).
Святитель Иннокентий Пензенский
«Благовестник» №7, 2010 г.
(113)