Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому).
Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».
Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.
Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы — «просвещение», через них посылается премудрость. Далее следуют Престолы, они служат правосудию. Четвёртый ангельский чин — Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения. Пятый — Силы, они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество. Шестой — Власти, помогают в борьбе со злыми помыслами. Седьмой — Начала, охраняют страны, народы, племена. Архангелы — открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру.
Ангелы — в переводе с греческого — «вестники», раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим.
Ангелы личностны — в молитвослове, например, есть молитвы, обращённые к нашему Ангелу-хранителю. Людям иногда трудно поверить в личностную природу Ангелов. Некоторые предпочитают понимать под ангелами просто проявление божественного присутствия (и иногда в Писании Ангел — это, действительно, присутствие Божие), иногда – просто часть образного языка Писания.
Однако сама Библия не оставляет сомнений в том, что речь идёт именно о личностях. В книге Даниила Ангел беседует с пророком; Архангел Гавриил вступает в беседу с Захарией в храме и говорит «я Гавриил, предстоящий пред Богом».
Миссия Ангелов — заботиться о верующих. Ангелы становятся видны людям исключительно редко, в какие-то переломные моменты истории спасения, но, по свидетельству Писания, они постоянно принимают участие в жизни людей. Ангелы глубоко сопереживают происходящему с людьми. Как сказано в Евангелии, “бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.

По церковному преданию считается, что Небесное воинство возглавляет Архангел Михаил. Архангела Михаила называют Архистратигом, что переводится с греческого языка как «главнокомандующий». Имя Михаил означает «Кто как Бог». По преданию, именно Архангел Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела — Денницу, ставшего диаволом и других падших ангелов. А к остальным Ангельским Силам Михаил обратился: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».
Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, например, во время выхода израильтян из Египта Михаил предводительствовал им в виде облачного столпа днём и огненного — ночью. На Руси также любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры. Именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород.
Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и городских храмов. На иконах Архангела Михаила изображают в виде воина, попирающего ногами диавола. В левой руке он держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью или, иногда, пламенный меч.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).
Тропарь, глас 4:
Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия: / от бед изба́вите ны, // я́ко чинонача́льницы Вы́шних сил.
Кондак, глас 2:
Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, // я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Величание
Велича́ем вас,/ Арха́нгели, и А́нгели и вся Во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящии Го́спода.
(129)