Смирение святителя

«Собирателем сокровища духовной мудрости», «российским Златоустом» Церковь называет святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца.

Пример жизни, поданный святым, служит образцом служения Господу и ближним, а его труды можно назвать бесценными для нас. 26 августа вспоминается день прославления и второго обретения мощей святителя. 

 

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. (Мф. 11:29)

 

Из «Жития свт. Тихона Задонского»: 

Однажды пришлось святителю Тихону бывать в гостях у знакомого помещика и встретиться там с одним дво­рянином, вольнодумным и вспыльчивым, не терпящим ни­каких возражений. Когда святитель стал доказывать ему не­правоту в суждениях о Боге, он пришел в такую ярость, что ударил архипастыря по щеке.

 

Святитель, видя его горячность, пал своему собеседнику в ноги, говоря: «Простите меня Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». И это величайшее смирение и кротость святого отца настолько поразили гостя, что он со слезами упал к его ногам и умолял о прощении. Незлобивый пастырь простил его и преподал ему наставление. Это было хорошим уроком для дворянина, и с тех пор он стал добрым христианином.

 

Вода с высоких гор на низкие места течет

Видим, что вода с гор на места низкие стекает — так благодать Божия от Небесного Отца на смиренные сердца изливается. Но посмотрим на свойства смиренного сердца и увидим истину сию: смиренное сердце видит в себе грехи свои, окаянство, бедствие и ничтожество и от этого всего познает свое недостоинство.

 

Таковое сердце не смеет очес своих на небо возвести и Богу много глаголати, но биет в перси своя и, воздыхая, падает пред Богом и молится: Боже, милостив буди мне грешнику! — якоже мытарь сотворил (Лк. 18: 13) … Смиренное сердце всякого сана, че­сти и славы убегает; и ежели необходимо ему быть в какой чести и в сане, с крайним нехотением и ради послушания приемлет то, яко видит свое невежество и недостоинство…

 

Ежели кого чем оскорбит от неведения и неосторожности, как всякому человеку случается, то не стыдится падать пред ним и просить прощения, хотя бы оскорбленный и низший его или подвластный его был… Смиренное сердце никакого благодеяния и всякого злострадания достойным себе судит, поэтому, когда в несчастий находится, не ропщет, не негодует, но великодушно терпит, судит бо себя достойным того. Когда от кого словом или делом обиду приемлет, не гневается на обидящего, много паче не отмщевает ему, судит бо себя достойным того.

 

Когда видит или слышит кого согрешающего, ие осуждает его, видит бо, что и сам он такой же грешник. Какое добро и благодеяние от Бога ни получает, видит, что туне, без всякой заслуги своей и по единой Его милости получает. Ибо видит свое недостоинство, что всего того не­достоин, что получает. И потому сердечно за все Бога благо­дарит, что ни получает. Какое добро делает сам, все то Богу восписует.

 

Видит ибо свою немощь и ничтожество: что сам собою без помощи Божией, как древо сухое плода, никакого добра сотворить не может. В собрании, на обеде и на вечери на последнем месте сидеть избирает. Лучшего дома, лучшего одеяния, лучшей пищи и прочего не ищет, но довольствуется тем, что имеет, ибо и того, что имеет, судит себе быть недостойным.

 

Видишь, христианине, некоторые смиренного сердца изо­бражения. На таковое сердце струя благодати Божией течет. На таковое сердце милостивно Бог призирает. Дай мне, Господи, познать себя и увидеть свое окаянство, бедность и ничтожество — и буду иметь смиренное сердце… Начало благополучия — познать свое неблагополучие, якоже начало здравия — познать свою немощь. Христианин! познай свою бедность и признай — и будешь благополучен, яко будешь смирен. Бог гордым противится, смиренным же дает благо­дать. Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (1 Пет. 5: 5; Лк. 18: 14).

 

Смирение не токмо вне показывать, но наипаче внутрь должно стараться иметь. Существуют такие, которые вне показуются смиренными, но внутрь того не имеют. Многие отлагают чины и титулы мира сего, но не хотят отложить высокого о себе мнения; отрицаются чести и сана мирского, но хотят почитаться ради святости.

 

Многие не стыдятся называть себя пред людьми грешниками или, что еще более, паче всех грешнейшими, но от других того слышать не хотят, и потому устами только таковыми себя нарицают. Иные, как серп, сляченную выю (согнутую шею) носят, но внутрь ум возносят. Другие низкие поклоны братии своей отдают, но сердцем непреклонны бывают. Иной в раздранном рубище ходит, но сердца раздрать не хочет.

 

Многие мало и тихо, а иные и совсем не говорят, но сердцами беспрестанно ближних порочат. Вси таковые смирения на сердце не имеют. Могут сии знаки быть приметами смирения, но когда нет того, что они значат, тогда не иное что суть, как лицемерие. Сего ради смирения, как и всякое благочестие, в сердце должно иметь. Ибо Бог судит по совету сердечному, а не по наружности, как пред людьми являемся.

Святитель Тихон Задонский

«Благовестник» № 21, 2006 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

 

(74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *