В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ.
Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Всё это делалось на немецкий манер.

Христиане 31 декабря вечером приходят в храм поблагодарить Господа за год минувший, а священнослужители призывают Божие благословение на наступающий год. Обращая нашу молитву ко Господу в канун Нового года, мы крепко просим Его, чтобы Он ниспослал Свою милость к нам, услышал наши молитвы, чтобы, завершая и следующий год, мы могли с благодарением Богу сказать так, как обычно говорим, прославляя Его Святое Имя: «Слава Тебе, Боже, Благодетелю наш, во веки веков. Аминь».
30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» были приняты следующие положения:
«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…»

Новый Год
«Благословен венец лета благости Твоея, Господи».
Милостью Божией вступаем мы в Новый Год. Тревожные чувства и мысли переживаем мы: что пошлет нам Господь, что встретит нас в Новом Лете? Увы, никакая сила, тем более сила холодного разума, не откроет нам тайны нашего, даже ближайшего, будущего.
На грани Новолетия обозреваем мы и дела мира за год уходящий. И что же? С грустью свидетельствуем мы о них словами Апостола: «Мир во зле лежит». Тяжело, тяжело и душно было в мире в уходящем году. Душно от моральной беспринципности, поражающей все дела человеческие и отношения между людьми. И ищем мы причину и источник этого зла. Устами пророка Исаии, Сам Господь открывает нам причину зла, поражающего мир: «Вол», – говорит Божественный Исаия, – «знает владетеля своего и осел – ясли господина своего… а народ Мой (человек) не знает Меня… не разумеет… оставили Господа, повернулись назад, и стали блуждать, как овцы, совратились каждый на свою дорогу».

Вот он, дорогие, источник, из которого широким потоком льется по всему миру зло, вот причина, породившая и в уходящем году тягостные условия жизни: «Совратились каждый на свою дорогу». Как легок путь, диктуемый человеку его волей и забывшим Бога холодным рассудком. И в то же время, как страшен он по своим последствиям! Обычно прельщает человека широта сего пути: живу и действую, как сам хочу, нет мне преград! – И ведет этот путь к ложно понимаемой свободе, рождающей тление и смерть. Не об этом ли пути говорит нам Спаситель: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут им; вы же входите тесными вратами».
Дорогие, мы знаем по опыту, что предлагаемый нам Христом «тесный путь» тесен лишь в своем начале, тесен лишь до времени возрождения человека во Христе, а там – за начальным периодом, ограничивающим человека во зле, открываются безграничные широты свободы, свободы жизни в Духе Святом. И если, как мы знаем и видим, пространный путь ведет человека, в конечном итоге, к рабству, к смерти духовной прежде смерти телесной, то Христом предлагаемые узкие врата ведут личность к расцвету, и только на этом пути может человек приносить плоды подлинного добра, любви и правды. Вне «узкого Христова пути» нет и не может быть подлинного, созидательного служения ближнему, своему народу и человечеству.
Не только о тяготах вспоминаем мы, молитвенно провожая уходящий год. Мы вспоминаем моменты света и радости, которыми посетил нас Господь в уходящем лете благости Своей. Вспоминаем и то, чем духовно обогатились мы в уходящем году. Несмотря на кажущуюся окружающую нас беспросветность, мы видели с вами, что есть еще в мире Нечто, над чем ни время, ни мир не имеют власти. Это нечто есть Любовь. Любовь Божия, которою существует и движется мир. Та Любовь, которая Христа-Сына Божия привела на землю, Любовь Творца, промышляющего о мире и человеке погибающем.
Разве не обогатил нас с вами, в уходящем лете, Господь Любовью, проводя нас чрез теснины жизни? Разве не осознали мы с вами необходимость взаимной Любви друг ко другу, той Любви, о которой говорит ап. Павел: «Пророчества прекратятся, языки умолкнут, знания упразднятся, а Любовь никогда не перестанет».
Мы благодарим Промыслителя за все Его милости, нам в уходящем году Им явленные, и просим – да укрепит нас в Новом Лете в любви и да приведет нас к оному дню радости, когда измученные сердца сынов страждущей и зарубежной Руси вместе, едиными устами и единой семьей, воскликнут: «Хвала Господу Сил и благодарение Всевышнему за падение во Отечестве нашем безбожия сатанинского и за мир во всем мире! Сие буди, Господи, буди! Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
(33)