Русь Святая

Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетелями духовной жизни и духовного роста народа, они своим существованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни, что среди него есть люди, достойные благоволения Господа, и что таких людей немало.

Прославленные праведники, угодники, чудотворцы – это как бы высочайшие горные вершины. Здесь, в области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и в области видимой природы на земле. Горные высочайшие вершины никогда не стоят совершенно одиноки и особняком на равнине, около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства.

 

В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единою верою, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки; вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы; вот почему, далее, прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию и, действительно, ведет их к небу и блаженной вечности… 

 

Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, бежит в пустыню, становится совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и долговременное влияние? Оттого, что святые будут судить мир (1 Кор. 6:2). Вот где тайна! Суд их, конечно, во всей полноте откроется, на всеобщем суде Божьем, но начинается он гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури (Пс. 54:9). Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения. Грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит непщевати вины о гресех (Пс. 140:4), т.е. выдумывать извинения за свои грехи… Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного…

 

О, Россия! О, родной наш и бесконечно дорогой сердцу народ русский! Пока ты – Христово достояние, стань и стой вовеки пред вечным чудом твоей веры и пред судом святых. Тысячу лет ты, Россия, была бедна, не блистала златом и лепотою риз, не почитала последней целью внешнее и земное благоустройство, не ставила устроение царства земного, человеческого выше Царства Божьего. Но ты верила, что сие все само собою тебе приложится, но ценила ты превыше всего только потаенного сердца человека в нетленной красе его непорочного духа. И видимо, было в жизни твоей великое чудо: и ты была и стала ловцом человеков и народов, и на тебя языцы уповали, и, верим, суд святых износил тебе приговор хвалы!

 

Но разве не видим, как из-за морей проникло к нам поклонение богу чужому, как постепенно принесенная с Запада языческая погоня за миром и измерение его мерою всей жизни народа и государства стало нашим всеобщим недугом? И разве не видим, далее, как мир нанес нам, в наказание, жестокие раны? Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище, положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным. Пролияша кровь их яко воду… Быхом поношение соседом нашим, подражание и поругание сущим окрест нас (Пс. 78, 1–4). Так мстит мир за привязанность к нему, так жжет огонь за прикосновение к его пламени!..

 

Тысячу лет Россия была бедна и, благодатью Божией, была сильна и несокрушима. Не будем сокрушаться и скорбеть, что она была и есть, и, вероятно, долго еще будет бедна. Лишь бы богатела она в Бога богатством духа, красотой внутрь, лишь бы богатела она подвигами христиан, доблестью граждан, лишь бы она не оскудевала людьми, которые не продают даров духа, религиозно-нравственного устроения жизни за чечевичную похлебку мира и его одуряющих утех…

 

В то время как немец говорит о себе: «Честный немец»; в то время, как испанец называет себя гордым и храбрым, в то время, как Англия – «предприимчивая», Франция – «веселая», Бельгия – «трудолюбивая», по сознанию и признанию сынов каждой из этих стран, – Poccия, по сознанию и признанию ее сынов, есть «Святая Русь». 

 

Пусть же и русский народ останется верным своим прирожденным и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадет от взлелеянного веками и бесконечно дорогого ему образца жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: Русь Святая. Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих. Пусть русский народ и все это обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и еще в большем множестве незримых и миpy неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт.

Священномученик Иоанн ВОСТОРГОВ

(из проповедей 1903-1908 гг.)

«Благовестник» №24, 2007 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *