Рождество Божией Матери

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. 

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это событие не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

 

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. 

В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

 

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

 

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

 

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4 

Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и питательницу Жизни нашея.

 

Слово на Рождество Божией Матери

Сегодня открылись новый Мир и чудесный Рай, в Котором воплотился и от Которого родился Новый Адам ради воссоединения древнего и обновления всего мира. Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово – не в воздухе носящееся, но – Небесное; не – обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не – от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот, воистину, нам посланного с Небес Хлеба Жизни.

Сегодня, как говорится в Псалме: «Истина от земли возсия» (Пс.84:11) – истинная Красота сущего от начала человеческого благородства, – и правда с Небесе приниче, – Та Правда, Которая и самого начальника неправды и сущего начала неправд изгнала, как неправедно осужденная и праведно осуждающая, и связавшая сильного в зле и сосуды его похитившая и переплавившая их и явившая их способными вместить в себе Божественную праведность; и таким образом, верою в Него оправдав пленников греха, восприяла их для вечного пребывания с Собою.

 

Сегодня произрос, предсказанный в пророчестве (Ис.11:2), «Жезл из Корене Иессеова», от Которого «Цвет изыдет»; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры.

 

Но – какой это Новый Мир, удивительный Рай, поразительная Книга, Одушевленная Божия Скиния и Кивот, Истина (воссиявшая) от земли, восхваляемый Жезл Иессеев? – Это – прежде рождества и по рождестве Приснодевственная Отроковица, Рождество Которой от неплодных родителей мы сегодня празднуем.

 

И услышал Господь и благословил их и обещал исполнить их прошение, и Свое обещание Он ныне привел в исполнение и даровал им Чадо, самое чудесное из всех когда-либо бывших, Самую Родительницу Творца всех, обожившую человеческий род и онебесившую землю, и соделавшую Сына Божия Сыном Человеческим, а людей – чадами Божиими.

 

Поскольку же следовало, чтобы Божия Матерь была вместе и Девой, и то из рода Давидова и соответственно времени, предназначенному для нашего спасения, и это время приближалось и подобало предуготовить Деву, а в то время не находилось никого, кто был бы большим в добродетели, чем оная бездетная чета, ни кто был бы благороднее нравом и родом среди возводящих свой род к Давиду, то посему эти бездетные оказались предпочтены многочадным. 

 

Следовало, чтобы вседобродетельное Чадо было чревоносимо от многодобродетельных родителей, и Пренепорочная произошла бы от весьма целомудренных, и целомудрие, шедшее с молитвой и подвигом, получило плод – стать родительницей Девства, и то Девство, Которое нетленно плотию произвело Того, Кто прежде всех веков Божеством родился от девственного Отца.

 

О, крылья оной молитвы! О, дерзновение, которое она обрела пред Богом! О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!

 

Но вы, о, священное собрание, слушатели моих слов, моя во Христе словесная паства и нива, принесите Божией Матери дар, соответствующий дню Ее Рождества, именно – совершение добродетелей и преуспеяние в них.

 

Пусть никто среди вас не будет бесплодным и неплодоносящим! Никто – сухим и неспособным воспринять духовное семя, но, наоборот, пусть ревностно примет небесное семя – спасительное слово – и от себя да содействует делом, чтобы принести небесный и богоугодный плод! Пусть никто не допустит началу доброделания заглохнуть! Пусть никто не являет свою веру во Христа лишь на языке, потому что «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное», – говорит Господь, – «но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7:21).

 

Все, принесите празднуемой ныне Деве наипрекраснейший и наиболее свойственный Ей дар: – ваше освящение и непорочность тела, приобретенные воздержанием и молитвой. Посмотрите все, как целомудрие и пост и сокрушенная молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия, Сосуда настолько избранного, чтобы (возмочь) пронести не только Божественное имя, – как это позднее относится к Павлу (Деян.9:15) – но и Его Самого, Кого и «имя – чудно» (Пс.8:1).

 

И если мы будем крепко держаться также и иных добродетелей и молитв, прилежно и постоянно пребывая в храме Божием, то и мы обрящем усокровищественную нам чистоту сердца, вмещающую и являющую нам Бога (Мф.5:8). Так и Исаия называет ее (чистоту сердца) и, бывающее благодаря ей, расположение от души к Богу, «приятым во чреве духом спасения», обращаясь к Богу (со следующими словами): «Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» (Ис.26:18). 

 

Итак, если мы пожелаем, братие, сделать нашим домом не землю – а небо, и не падать на землю и в пресмыкающийся по земле грех, но возжелаем непрестанно простираться к божественной высоте, – то убоимся Бога, отступим от зла, чрез добрые дела обратимся к Нему, потщимся путем воздержания и молитвы вычеркнуть в себе дурные навыки и внутренние помыслы переменить на лучшее (более достойное), и дух своего спасения, по выражению Пророка, переболеть и родить, имея призываемой Помощницей Ту, Которая ради молитвы и богоугодного образа жизни Ее родителей, была дарована им сегодня.

Святитель Григорий Палама

«Благовестник» №29, 2012 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *