Пятидесятница и Духа пришествие

Казалось бы, еще совсем недавно держали мы в руках трепетные веточки вербы и первые весенние цветы, встречая Победителя смерти Христа, а через две недели воспевали со всей Церковь «Днесь весна душам…» (канон Антипасхи)

И вот уже «Попразднственный, верни и конечный Праздник празднуем светло…» (седален по I стихословии), «Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие» (стихира на «Господи воззвах»).

Празднуют все люди, радуясь часто даже безотчетной радостью.

 

 

Празднует вся природа, одеваясь в нарядный убор «Святым Духом всяка душа живится…».

 

«Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат.

 

Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты?» ‑ восхищался святитель исповедник Лука Крымский, сам одаренный живописец и истинный художник в медицине, вдохновенный поэт в церковной проповеди, умевший в творении увидеть Творца и прославлять Его всей своей многотрудной жизнью.

 

 

«Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачиваются к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на Восток, опять встретить его утренней радостной молитвой. Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы».

 

 

Эти слова святителя особенно созвучны сегодняшнему Празднику, когда наши храмы становятся похожими на цветущий луг или березовую рощу. Или Райский сад, у врат которого плакал изгнанный Адам и который теперь ему возвращен.

 

 

Сегодня в храме березки славословят Господа шелестом листвы, а цветы – и пышные розы и скромные васильки, тихие колокольчики и радостные ромашки» — возносят к Творцу свои молитвы без слов. И нас побуждают к молитве, учат ей – непрестанной и сокровенной.

«Всякое дыхание да хвалит Господа».

 

 

 

 

И еще, как поется в песне «На Троицу всегда дождик льет» (если не всегда, то часто). А после дождя бывает радуга – тоже символ, библейский символ: «Полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею» (Бытие 9:13). Эта радуга, впервые явленная человеку после Потопа как знак примирения Творца со Своим творением, теперь каждый раз появляясь на небе, напоминает о всеобъемлющей Божией любви. «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Творца ее. Как она прекрасна в цветном сиянии своем! Своим величественным кругом обнимает она небо; рука Всевышнего распростерла ее». (Сир. 43:12-13)

 

 

Радуга – радостная дуга (по народному истолкованию), вмещающая весь цветовой спектр. В ней нет неполноты, нет несовершенства. Может быть, потому она и появляется над землей в день Святой Троицы, Праздник, в котором «полнота и венец всех праздников» (свт. Иннокентий Херсонский).

 

 

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(79)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *