Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

 

Слово «преполовение» означает половину, половину пути от Пасхи до Праздника Пятидесятницы (Троицы). От Пасхи до Троицы — 50 дней, поэтому и период этот назван Пятидесятницей, соответственно, половина приходится на 25-й послепасхальный день, то есть на среду 4-й недели после Пасхи. В 2024 году — на 29 мая.

 

Пре­по­ло­ве­ние празд­ну­ет­ся 8 дней, до среды следующей недели (то есть до среды 5-й недели после Пасхи).

Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.

 

На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:16-18).

«Сказав, что Мое учение не Мое, то есть не противное Богу, но учение Отца Моего, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — говорит, что кто будет творить волю Божию, то есть кто освоится с добродетелью, а не будет рабом зависти и не омрачится напрасною ненавистью против Меня, тот узнает силу слов Моих, от Отца ли Я говорю, или нечто чуждое и противное Ему. — Волю же Божию творит тот, кто углубляется в Писания и пророков. Такой человек может узнать об учении Господнем, что оно от Бога. Ибо пророки изображают Господа не противником Богу и говорящим от Самого Себя, но говорящим и делающим все такое, что угодно Богу».

 

День Преполовения Пятидесятницы — повод не только начать готовиться к Празднику Троицы, но и вспомнить, как можно творить Божию Волю.

 

Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе. – тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8.

 

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира.

 

Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа.

 

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

(46)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *