Прежде всего предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лк. 7:5–8). Семя есть истинное слово Божие, а земля – сердца человеческия.
Да не будет же, дети, сердце ваше ни землею тернистою, не принося плода духовного, по лености и небрежности: или – каменистой, не боящейся Бога; ни землею при пути, предаваясь в попрание врагу Божию, диаволу, от пристрастия житейского. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истинного слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Мф. 13:8).
Также, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек через него может приобрести всякую добродетель. Сказано: «Начало же премудрости страх Господень» (Прит. 1, 7). То же пишет и Григорий Богослов: «Где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих: где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим».
Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостынею и удалением от дурных дел, кроме тех, которые запрещает закон Божий, от следующих: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхвований, и от страсти к богатству, и от всякого несправедливого приобретения, служащего вредом для души. А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель: «сотво́ршии благая в воскрешение живота, а сотво́ршии злая в воскрешение суда» (Иоан. 5, 29)
К церковному богослужению будьте, дети, поспешны, предупреждая друг друга, как Иоанн Богослов предупреждал Петра, когда оба вместе спешили ко гробу Христову. Оставьте все свои дела, спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помо́лимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной.
Ибо церковь называется земным небом, Поелику в ней заколается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, боящихся слов Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Царствия Небесного и писания святых апостолов; в ней престол Божией славы невидимо осеняется херувимами, священническими руками тело и кровь Божественная принимается и преподается верующим людям для очищения и спасения души и тела.
Входя же в церковь, благоговей душею и телом, Поелику не в простой дом входишь; ибо если, дети, так будете делать, то и молитва церковная за вас будет принята Богом. В церковь входите с боязнью и благоговением, и страхом Божиим, и получивши прощение грехов, с радостью выходите. Когда же в церкви стоите, думайте о своих грехах, и в это время оставляйте все свои дела вне церкви, как пишут святые. Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви.
Старайтесь всячески угодить Богу добрыми делами, чтобы ду́ши свои спасти, и гнев Божий утолить, и себя приблизить к Богу. Имейте знамение Христово в душах ваших. Григорий Богослов пишет: «Нелегко украсть овцу, на которой положен знак». Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы же, дети, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой.
Покайтесь и обратитесь к Богу, научитесь творить благое и блюсти себя, поминайте смерть, Воскресение, Страшный Суд и Судию великого и всевидящего, вечный покой праведников и вечную муку грешников. Если все это будете помнить,то никогда не согрешите и не будете ослушиваться нас, которых Дух Святой поставил пастырями и учителями всем христианам. К церквам всегда притекайте с женами и детьми и делайте в церкви свои приношения, а священников и иноков любите и просите молитв их; вдов и сирот, пленников и странников милуйте и призирайте; находящихся в темницах посещайте.
И сколько есть у вас сил, исполняйте закон Божий не словом, но делом, по слову Спасителя: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Лкю 5:46).
Святитель Алексий Московский
«Благовестник» №23, 2007 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
(39)