Выражением веры русского народа с давних времен были крестные ходы и паломничества к православным святыням.
Сохранившиеся записи современников свидетельствуют о живой, глубокой вере русского народа в силу молитвы, в предстательство угодников Божиих. Так при засухе в Бобровском уезде Воронежской губернии крестный ход на поля проходил следующим образом. «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши утреню и Литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом все поле. Впереди идут с иконами, а за ними — священник, облаченный в фелонь и епитрахиль, несет крест; сопутствующий клир поет Богородичны гласовые и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста.
В пяти местах, вперед избранных, весь ход останавливается и служат молебны с водоосвящением». Первый молебен посвящали Спасителю; по окончании молебна все прикладывались ко кресту, и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божией Матери; третий — святителю Николаю; четвертый — пророку Илье. Пятым служили молебен о бездождии.
День для поднятия образов выбирали чаще всего праздничный. Образа нести во время крестного хода могли все желающие; таковых было много, поэтому часто менялись; но те, кто нес икону по обету, — не отдавали ее никому. Священнику эту службу оплачивали всем миром, делая раскладку по дворам общины.
Подобные крестные ходы с молебнами могли включать освящение колодцев, обход самого селения и выход в поле, совершение водосвятий на распутьях. Иногда после молебна в поле делался обед.
Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествует панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков). Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом Духовной академии (первые годы XX века), приезжал в родную деревню в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. И мы однажды, засушливым летом, группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился.
«Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились… куда же? На общее кладбище свое… И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари велся этот одичай: живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких… Мудрый и умилительный обычай святой Руси… В это время наши родные женщины-богомолочки бросились по разным концам кладбища, к родным могилкам, и кое-где послышался жалобный плач…
Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости и умиления к этим Божьим детям… И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» — почти требовало чуда сердце мое.
И было оно… В тот ли день или на другой пошел дождь… И не помню я из своей жизни случая, чтобы такие молебны вообще оставались без исполнения».
Известны правила для участников крестного хода, составленные святым Филаретом Московским по определенному случаю, но имеющие общее значение:
«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню Небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей меры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением.
Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».
О духовном смысле паломничества напоминает в своих письмах Задонский затворник Георгий: «Припоминаю вам слова покойного дядюшки вашего… Он мне говаривал, что повсюду слышно, [как] одни говорят: мы поедем в Киев, другие: в Ростов, иные: к Соловецким, но какими отъезжают, такими же и возвращаются, и не слышно, чтобы кто сказал: я переменил жизнь свою из подражания Божиим угодникам. А ездящие из одного обычая, не подражая нимало жизни святых, не на поклонение ездят или ходят, а только на оскорбление угодников Божиих, ибо бесстрашием и нерадением о своем спасении оскорбляют их».
Огромной притягательной силой для паломников из разных концов России обладали главные святыни Воронежской губернии — мощи святителя Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В «Материалах для географии и статистики России» отмечалось, что в Воронежской губернии «особенно чтут Святителя и Чудотворца Митрофана, первого епископа Воронежского. Дни преставления и открытия мощей этого Святителя празднуются с особенною торжественностью в целой Воронежской губернии; к этому времени из окольных и дальних мест края стекается огромное число народа в Воронеж для поклонения мощам его. В помянутые два дня в монастыре по окончании Литургии предлагается общая трапеза для нищих и странников; с этой трапезы многие из богомольцев по особенным чувствам благоговения к празднуемому Святителю, в честь которого она устрояется, берут хлеб к себе в дом для разделения его между своими домашними».
Уже после прихода к власти богоборцев мощам святителя Митрофана приходило поклониться в 1926 году более 20 тыс. паломников. 20 августа 1927 года на празднование святителя Митрофана собралось более 30 тыс. паломников селян и более 40 тыс. горожан. Вскоре после того святые мощи изъяли.
Через 10 лет после возвращения святыни, в 1998 году был возобновлен крестный ход из Воронежа в Задонск.
«Благовестник» № 23, 2014 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»
(23)