12 июня в этом году завершается сорокадневное празднование Воскресения Христова. Это событие называется «отдание Пасхи».
В христианстве существует традиция переосмысления событий наиболее важных праздников. Это обычно происходит на восьмой день после праздника, но в случае с Пасхой, Воскресением Христовым, на сороковой. Такая традиция появилась ещё в четвёртом веке.
Все сорок дней Воскресший Спаситель пребывал на земле: Он не раз являлся ученикам, Матери Божией. И вот пришло время Вознесения Господня. Но накануне Церковь ещё раз предлагает верующим прикоснуться к пасхальной радости, вспомнить самое дорогое, что у неё есть. Богослужение в день Отдания Пасхи совершается по пасхальному чину. Священники выходят в центр храма, звучат пасхальные песнопения. Литургия совершается при открытых Царских вратах, в знак того, что своим Воскресением Господь открыл двери рая для людей. По традиции в день Отдания проходит последний в году пасхальный Крестный ход.
С этого дня православные перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе» — «Воистину Воскресе», как это было весь пасхальный период. На следующий день Церковь будет праздновать одно из двенадцати самых великих событий — Вознесение Господне.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Тропарь Пасхи
Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки?
Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет. Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром.
И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть. Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути — пути зла, ненависти и лжи.
А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть от диавола. Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему.
Итак, не нарушен всеобщий закон, по которому подобное не может быть преодолено подобным, а только противоположным, и истинно то, что Христос Своей смертью попрал смерть. Крестом Христовым связан князь, господствующий в воздухе (Еф. 2, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него.
Не менее удивительна и вторая часть тропаря: «и сущим во гробех живот даровав».
Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресению.
«Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21-22).
Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим крестом и воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего, и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли.
Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного.
Святитель Лука Крымский
«Благовестник» №11, 2015 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 3»
(36)