Лествица к Небеси гроб бывает.
Из песнопений праздника Успения Божией Матери
Ныне умственная одушевленная Лествица, по которой Вышний, сошедши, явился на земле и пожил с людьми, взошла от земли на небо посредством смерти, как бы некоторой лествицы.
Ныне земная Трапеза, неискусобрачно носившая небесный хлеб жизни, уголь Божества, взята от земли на небо, и врата Божьи, зрящие на востоки, сделались вратами небесными. Ныне одушевленный град Божий из земного Иерусалима прелагается в Иерусалим небесный; родившая из Себя первенцем и единородным Того, Кто перворожден всея твари и единороден от Отца, водворяется в церкви первородных; одушевленный и умственный кивот Господень вносится в покой Сына.
Дверь райская отверзается и приемлет Богоносную ниву, на которой произросло древо вечной жизни, то есть Христос, виновник жизни всех, разрешивший преслушание Евы и поправший смерть Адама; иссеченный вертеп приемлет Гору несекомую, от Которой Камень, отторгшийся без рук, наполнил всю землю. Ложе Божественного воплощения Слова почило в преславном гробе, как бы в чертоге, и из него переселилось в небесный брачный чертог, чтобы славно царствовать с Сыном и Богом, оставив гроб ложем для тех, которые живут на земле.
Итак, гроб есть ложе? Подлинно – ложе, и притом светлейшее всякого другого ложа: оно сияет не блеском золота, не чистотою серебра, не светлостью камней, и украшается не шелковыми тканями, не златотканною одеждою и багряницею, но Богосияющим светом Всесвятого Духа. Оно служит не для возлежания любящих землю, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь праведных душ, предстояние пред Богом, которое лучше и вожделеннее всякого блага. Этот гроб прекраснее Едема…
Этот гроб вознес от земли на небо смертное тело, а Едем низвел прародителя нашего с неба на землю. Ибо где, как не там, созданный по образу Божию, подвергся осуждению: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19)? Этот гроб важнее и древней скинии, потому что принял в себя умный, одушевленный, Богосветлый светильник и живоносную трапезу, на которой хранились не хлебы предложения, но хлеб небесный, – не огонь вещественный, но невещественный огонь Божества.
Этот гроб священнее Моисеева кивота, потому что он заключил в себе не тени и образы, но самую истину. Он вместил в себе чистую и златовидную Стамну, которая содержала небесную манну, – вместил одушевленную скрижаль, в которой перстом Божьим, то есть Всесвятым Духом, заключено было воплощенное Слово, Слово Ипостасное, – вместил златую кадильницу, которая произрастила уголь Божества и облагоухала всю тварь…
О чудо! Источник жизни, Матерь Господа моего умирает. Нужно, чтобы то, что составлено из земли, и возвратилось в землю, а потом взошло на небо, приняв в земле чистейшую жизнь, чрез отложение в ней плоти. Нужно, чтобы тело чрез смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия.
Ныне давшая начало другого бытия, то есть телесного, Тому, Кто не имел временного начала первому и вечному бытию Своему, получает начало другой жизни от Того же, Кто дал Ей начало жизни первой. Да уготовятся всемерное и пространнейшее облако и крила ветренные, и да принесут в Сион Апостолов с концов земли! Кто сии, подобно облакам и орлам, слетающиеся к телу – источнику всеобщего воскресения, чтобы послужить Матери Божьей? Кто сия восходящая, убеленная, вся добрая, блистающая как солнце? Да взыграют гусли духовные – уста Апостолов; да звучат кимвалы – верховные богословы!
Все народы да восплещут руками, да восхвалят Богородицу; Ангелы да послужат мертвенному Ее телу. Дщери Иерусалимские, последуйте за Царицею, и, как ближние Ее девы, юношествуя духом, войдите вместе с Ней к Жениху и станьте одесную Владыки. Сниди, сниди, Владыко, и воздай Матери Своей достойные награды за воспитание Твое! Простри Божественные руки и приими матернюю душу, – Ты, Который на кресте предал дух в Отческие руки!
Воззови Ее сладким голосом: «прииди, прекрасная, ближняя Моя, сияющая красотой девства светлее самого солнца; Ты даровала Мне от Себя плоть: участвуй же со Мною во всем Моем. Прииди, Матерь, к Сыну, прииди и царствуй с Тем, Кто произошел из Тебя и вместе с Тобою терпел нищету. Прииди, Владычица, прииди, не как Моисей, который взошел и умер: нет, прежде умри, а потом взойди. Положи душу в руках Сына Своего; возврати персть персти, чтобы и эта вознеслась с Тобою».
Приидите, отъидем умственно все с отходящею. Приидите, снидем сердечною любовию все с нисходящею во гроб. Станем окрест священнейшего одра; возгласим священные песни, воспевая так: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1:28). Радуйся, предуведенная Матерь Божия! Радуйся, предизбранная прежде веков советом Божьим, Божественнейшая леторасль земная, жилище Огня Божественного, священнейший столп Духа Святого, источник воды живой, сад древа жизни, лоза Божественного вертограда, река, исполненная благоволений Духа, нива, произрастившая Божественный клас, роза, цветущая девством и издающая благовоние благодати, лилия, украшающая царское одеяние, агница, родившая Агнца Божия, вземлющего грех мира, палата спасения нашего, высшая ангельских сил раба и Матерь!
Приидите, станем окрест чистейшего гроба и почерпнем из него Божественную благодать. Приидите, понесем на раменах души плоть приснодвственную; войдем во гроб и умрем вместе с Нею; умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнию бесстрастною и непорочною. Приложим слух к Божественным песнопениям, исходящим из невещественных Ангельских уст. Войдем и поклонимся, и познаем преславное чудо, как Матерь Божия взята и вознесена от земли; как перенесена на небо; как предстоит Сыну выше всех чинов ангельских, потому что нет преграды между Материю и Сыном.
Преподобный Иоанн Дамаскин
«Благовестник» №31, 2013 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 3»
(78)