Священные лучи света Христова уже засияли, и ясные звезды чистого Духа взошли, небесные же царские власти открыли сокровищницы Божества.
Ночь долгая и темная поглощена, мрачная смерть сокрыта, жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света, восток востоков господствует над всем, и рожденный прежде денницы, бессмертный, великий Христос является пред всеми светлее солнца. Теперь наступает долгий, вечный и неугасающий для нас, верующих, светлый день, – Пасха таинственная, образно совершавшаяся во времена господства закона, Пасха – достойное удивления дело Божественного совершенства и силы.
Поистине, праздник и вечно живой памятник! Из страсти – бесстрастие, из смерти – бессмертие, из умерщвления – жизнь, из поражения – исцеление, из падения – восстание, из нисхождения – восхождение Так Бог производит великое! Да возрадуются же небеса небес, как вопиет Божественный Дух, возвещая славу Божию; да празднуют небесные ангелы и архангелы; да торжествуют и все небесные Силы, видя верховного Вождя вышних воинств, телесно приходящего в образе ходатая; да празднуют хоры звезд, показывая Восшедшего прежде денницы; да празднует и воздух, неизмеримо простирающийся в глубину и широту; да празднует морская вода, удостоившаяся священных следов и хождения; да празднует и земля, омытая Божественной кровию; да празднует и всякая человеческая душа, возрожденная Воскресением!
Это – пасха, общее торжество всех вследствие исполнения отеческой воли в мире, посольство Христа, Божественный восток над землею, вечный праздник ангелов и архангелов, жизнь бессмертная для всего мира, смертоносная для смерти, нетленное небесное блаженство для людей, священное торжество.
Пасху празднуют иудеи в воспоминание освобождения из Египта и избавления первенцев от смерти. Само название – «пасха» – означает прохождение смерти; такое значение оно имеет на языке еврейском. Пасху празднуем и мы, но не как избавление от временной смерти, подобно тем, и не как освобождение от временного рабства, но как совершенное избавление от смерти, как совершенное освобождение от рабства дьяволу. Смерть первенцев миновала тех, которые принесли в жертву прообразовательного агнца и помазали кровью части дверей, нас же смерть, начавшаяся от первозданного (человека), минует, не будучи в силах удержать тех, которые вкусили жертвы божественного Агнца и запечатлены верою в спасительную кровь.
У тех земной агнец, у нас же с неба, – как в Авраама, когда он имел посланного Богом агнца для принесения вместо сына, – поистине посланный от Бога с неба Агнец, принесенный за нас, чтобы более мы не оставались во власти смерти через неодержимого ею Христа. Послал, сказано, Бог Сына Спасителем мира (Иоан.3:17), и: «сшел, – говорит – с небес» (Иоан.6:42). И Креститель свидетельствует о Нем, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1,29). Бессловесный агнец не уничтожает греха, а вследствие этого и происходящей от греха смерти; разумнейший же Агнец освободил от греха, уничтожив вместе с ним и смерть. Выводит нас не из земли египетской в землю иудейскую, но в вечное владение от мира тленного. Он – Агнец и вместе Пастырь, ведущий овец. Впереди, говорит, пойду, ведя их к вечной жизни.
Начало месяцев у иудеев – заклание в жертву агнца и выход из Египта; у нас же начало жизни – страдание Христа и удаление со Христом от мира, – потому что мы тогда живем, когда умираем для мира, тогда возрождаемся для Бога, когда оставляем земное рождение. Хлеб пресный был у тех, кто ел пасху; у нас же общение со Христом при новом, юном и простейшем духе, как ново и просто тесто опреснока. Горькие травы, с которыми ели тогда пасху, указывали на наши скорби, через которые мы принимаем участие в страданиях Христа, потому что горько мучение, хотя бы плод от него был и сладок.
Внешний вид евших пасху – одежда подпоясанная на бедрах, сапоги на ногах, в руках палки: вся обстановка путешественников, приготовившихся к поспешному совершению пути; для нас же здесь указано приготовление души к переходу из (этого) мира. Поэтому хорошо приготовленные и сосредоточенные души избегают житейских забот, будучи готовы к божественному шествию на небо. «Наше же жительство, – говорит апостол, – на небесах» (Фил.3:20). В качестве посоха, чтобы опираться, мы взяли веру и надежду на Христа. Зажжен и для наших душ светильник, как для тех зажжен был вещественный светильник. Светильник для душ наших закон Христов: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). И сам Господь говорит об этом: «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего» (Лк. 12:35–36).
Святитель Иоанн Златоуст
«Благовестник» №3, 2011 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
Сегодня, в субботу Светлой седмицы по Уставу всем православным христианам раздается артос.
А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим утром после Литургии в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.
В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.
Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»
Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».
(81)