Свет в православном храме является прежде всего образом Небесного Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру. Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9).
Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв.
Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Приносимый и возжигаемый нами воск как вещество самое чистое означает чистоту нашу и искренность приношения. Воск как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в Крещении и Миропомазании. Воск как вещество мягкое и удобосгибаемое означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами. Воск как вещество сжигаемое означает обожение наше, то есть естество наше, очищаемое Божественным огнем. И наконец, воск, в котором горит огонь, или этот самый свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира».
Свечи, который верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Зачем перед иконой зажигается лампадка?
Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (см. Ин. 12:36).
В-третьих, для того чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания и для того чтобы позвать нас на путь евангельского света, дабы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16).
В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Горящие лампады являются нашей малой жертвой Господу Богу за великие благодеяния, которые мы от Него принимаем, непосредственно или через Его святых. Но они представляют собой и свет истины и любви, которым сияет светлый лик нашего Спасителя и Его угодников. В то же время они напоминают нам, что и мы должны как можно чаще смотреть на сердце свое как на лампаду Христовой истины и любви, чтобы огонь в нем не померк и не погас. Ибо Господь наш сказал о Себе: Я свет миру, однако и истинным последователям Своим Он сказал: Вы – свет мира (Мф. 5:14).
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма
«Благовестник» №7, 2008 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
(112)