Некоторые не верят тем надеждам, какие обещаны нам в вечности. Говорят: кто пришел оттуда и возвестил, что там есть? – Правда, из людей никто не приходил: но Бог открыл сие, Который более всех достоин нашей веры.
Но ты не видишь, что там? А Бога разве видишь? Однако ужели потому, что не видишь, скажешь, что нет Бога? Напрасно, скажешь, – я очень верю, что Бог есть. Но если кто-нибудь из неверных спросит тебя: а кто приходил с Неба и возвестил тебе сие? Что ты будешь отвечать ему? Откуда ты узнал, что Бог есть? Из вещей, отвечаешь, видимых, из благоустройства, какое усматриваем во всем творении, и из того, что это всем известно.
А если так, то с такою же верою прими и слово о суде. Как же? ты скажешь. А вот как: я буду тебя спрашивать, а ты отвечай мне. Правосуден ли сей Бог, в Которого ты веруешь, и каждому ли воздает по заслугам; или напротив –Он хочет, чтобы злые благоденствовали и веселились, а добрые страдали? Никак, отвечаешь: ибо и человек сего не потерпит. Где же будут наслаждаться благами добродетельно здесь пожившие? Где и злые получат наказание, если не будет воздаяния?
Но чтобы ты яснее мог видеть сие из примера, то вот пример богатого и Лазаря: первый наслаждался благами настоящей жизни, а второй предвкушением благ будущих. Ужели ты думаешь, что одно и тоже есть – вечно терпеть мучение, и в короткое время потерпеть голод? Ужели все равно: терпеть болезни в тленном теле, и в нетленном страшно мучиться в пламени; быть увенчанным и торжествовать в бессмертной жизни за кратковременную болезнь в сей жизни, и мучиться там без конца за кратковременное наслаждение земными удовольствиями? Да и кто бы почел все это за одно и то же? Чего ж еще хочешь? – Того ли, чтобы мы показали качество и количество того и другого, суд Божий и определение Божие о том и другом?
Но доколе вы будете говорить слова приличные только тем, которые подобны жукам, ничего более не знающим, как только копаться в навозе? Разумным людям несвойственно губить за ничто столь драгоценную душу, тогда как немного лишь стоит потрудиться, чтобы получить небо. Если хочешь, я и с другой стороны докажу тебе, что будет Страшный Суд по смерти.
Отверзи двери твоей совести, и воззри на судию, сидящего в твоей душе. Если ты, будучи себялюбив, осуждаешь себя самого и не терпишь, чтобы другие произносили неправедный суд, то не гораздо ли более Бог попечется о Своем правосудии и беспристрастно произнесет суд о всем? Или Он оставит все на произвол и без внимания? Но кто отважится сказать это? Никто.
Напротив, с нашим мнением согласны и эллины и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий, – хотя и не в равной мере, так как допускают некоторого рода судилища в аде.Так это для всех ясно и несомненно. Но скажут: для чего же здесь не наказывает Бог? – Для того, чтобы показать Свое долготерпение, и чрез покаяние доставить нам спасение, чтобы в противном случае не истребить совершенно нашего рода, и чтобы не лишить спасения тех, которые чрез перемену порочной жизни на лучшую могут еще спастись.
Если бы Он тотчас неукоснительно наказывал каждого за грехи его, то как бы спасся Павел, как бы Петр, эти верховные учители вселенной? Как бы Давид чрез покаяние получил спасение? Как бы получили спасение галатяне и многие другие? Вот почему Он не всех наказывает здесь, но из всех только некоторых, и не всех там, но одного наказывает здесь, а другого там, – чтобы, здесь наказывая одних и не наказывая других, чрез то возбудить от усыпления греховного и самых бесчувственных и заставить их ожидать будущего наказания.
Например, те, кои погребены были под развалинами башни (Лк.13:4), или те, коих кровь которых Пилат смешал с их жертвами (Лк.13:1), или те из коринфян, кои умирали внезапною смертью за то, что недостойно причащались таин (1Кор.11:30), также фараон, или те из иудеев, кои побиты были некогда варварами, и как многие другие, как тогда, так и ныне, и всегда? А другие, хотя и много нагрешили, но умерли, не получив здесь наказания, как например, оный богач, живший во дни Лазаря, и многие другие.
Так поступает Господь для того, чтобы возбудить веру в тех, кои не верят будущему, но живут беспечно. Ибо Бог судия праведный и сильный и долготерпеливый и не наводит гнева на всякий день (Пс.7:12). Но если мы будем во зло употреблять Его долготерпение, то придет время, когда Он нисколько уже не потерпит, но тотчас накажет.
Беседа на 2-е Послание к Коринфянам
Святитель Иоанн Златоуст
«Благовестник» №19, 2014 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»
(53)