Псалтирион, по-гречески, – струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения.
Сами песнопения получили, поэтому название псалмов, и сборник их стал называться Псалтирью. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого Псалтирь переведена святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом, просветителями славян.
У христиан богослужебное употребление Псалтири началось уже во времена апостольские. Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного Богослужения и читаются в храме ежедневно. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (т.е. седмицы), а Великим постом дважды в течение седмицы.
На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела важное значение в жизни русского человека: употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.
Псалтирь включает 150 псалмов. Для удобства при употреблении Псалтири за Богослужением и в домашнем (келейном) правиле принято деление ее на 20 разделов (кафизм), каждая из которых делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Алиллуиа, алиллуиа, алиллуиа, слава Тебе, Боже!»
Отцы и подвижники Церкви советуют читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.
Святые отцы о Псалтири
Книга псалмов… есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами.
Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу?
Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретая совокупное пение вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту ангелов, оружие в ночных страхованиях упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство жен…
Для нововступающих — это начатки утешения, для преуспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит «печаль яже по Бозе». Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом — занятие Ангелов, Небесное сожительство, духовный фимиам. Это мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному.
Чему же не научишься из псалмов?! Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь?! Здесь есть совершенное богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, угроза Судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения Таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов.
Святитель Василий Великий
Кто поет псалмы, тот, хотя был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.
Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение: если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, (псалмы) укажут тебе многие пристани.
Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь.
Святитель Иоанн Златоуст
Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»
(93)