6 февраля в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских в Алексеево-Акатовом монастыре совершены две Божественные литургии. На Богослужениях были прочитаны два Евангельских зачала: воскресное – о Закхее, и второе – новомученикам и исповедникам Российским.
По окончании поздней литургии в Алексеевском храме обители с проповедью, раскрывающей духовный смысл воскресного евангельского чтения, к богомольцам обратился протоиерей Петр Голенских:
«В следующее воскресенье мы с вами услышим евангелие о мытаре и фарисее, это будет означать, что близок Великий Пост. Но перед подготовительными неделями, как некое напоминание, мы всегда слышим историю, которая тоже учит нас покаянию, которая созвучна теме духовного перерождения человека.
Господь приходит в Иерихон, в город, где живёт человек по имени Закхей, начальник мытарей, сотрудник оккупационного режима. Его имя в устах современников наверняка звучало как некая усмешка или издёвка, потому что означает оно «праведность».
О какой праведности может идти речь, если в глазах израильтян этот человек – предатель? Но евангелист Лука говорит, что Закхей, слыша о Христе, ищет возможности увидеть Его, и решается на поступок, который никак не согласуется с его статусом: он забирается на дерево, потому что его малый рост не позволял увидеть Господа в большой людской толпе.
Спаситель, видя это, говорит: «Закхей, сойди, ибо сегодня мне надо быть у тебя дома».
Даже малое движение с нашей стороны, Господь ценит чрезвычайно высоко. Закхей хотел лишь увидеть Христа, а Он оказал ему честь Своим посещением. Среди людей слышится ропот: в дом к грешнику входить нельзя, ибо в представлении иудеев это было осквернением, и Закхей слышит эти голоса.
Сердце его наверняка дрогнуло.
Вдруг Господь передумает, вдруг Он поймёт к кому пришёл (как будто от Бога могло быть что-то скрыто). Но ведь из Евангелия мы знаем, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9. 12), что именно ради грешников Господь и пришёл в этот мир.
Закхей встал и сказал: «Господи, половину имения моего я раздам нищим, и всем, кого обидел, воздам вчетверо» и слышит от Христа в ответ: «Ныне пришло спасение дому сему, потому, что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».
Нынешнее Евангелие, а особенно его итог, доносят до нас очень важную мысль: любой человек, каким бы плохим он ни казался, даже отвергнутый обществом и осуждаемый всеми, может измениться. Плохой может стать хорошим, как это произошло с Закхеем после встречи со Христом.
Это касается и нас с вами, и всех живущих на Земле. Господь ждёт от нас этой перемены, жаждет её и не перестаёт надеяться, что это произойдёт. Очень страшно не оправдать надежд Божиих. Мы всегда должны осознавать это и с ответственностью к этому относиться. Господь всегда готов поспешить нам навстречу, готов снять с нас даже самое тяжкое бремя греха, если только увидит, что мы сами жаждем всегда быть с Ним. Аминь».
(63)