9 января, в Неделю по Рождестве Христовом, в память праведного Иосифа Обручника, Давида царя, Иакова, брата Господня и священномученика Тихона, архиепископа Воронежского в Алексеево-Акатовом монастыре были отслужены две Божественные Литургии. За Богослужениями были прочитаны три Евангельских зачала: Неделе по Рождестве Христовым (Мф., 4 зач., II, 13-23), второе – воскресное об исцелении слепого (Лк., 93 зач., XVIII, 35-43) и последнее – священномученику (Лк., 106 зач., XXI, 12-19).
По окончании позднего Богослужения к прихожанам с проповедью на тему прочитанного Евангельского чтения обратился ключарь Алексеевского Собора монастыря протоиерей Петр Голенских:
«Сегодня, в неделю по Рождестве Христовом, мы с вами чествуем святых праведных Иосифа Обручника, Давида-Царя и апостола Иакова брата Господня.
Почему в святцах сегодня именно эти имена? Все они – по плоти сродники Христовы.

Царь Давид – это основатель святого града Иерусалима. Нередко можно слышать, что Иерусалим называют град Давидов; он является прообразом Небесного Царства, т.е. Иерусалима Небесного. Псалмопевец Давид – ветхозаветный праведник, из рода которого, согласно пророчествам, должен был произойти Спаситель мира Христос.

Святой Иаков, как бы мы сейчас сказали, сводный брат Господа нашего Иисуса Христа. Он был первым епископом иерусалимским. Праведность его признавалась бесспорно даже среди иудеев. Когда фанатики побивали святого Иакова камнями, многие кричали, чтобы «не делали зла праведнику, ибо он молится за наш народ». И как только не стало этого молитвенника, совсем скоро Святой город и народ Израиля постигли великие бедствия. Однако сегодняшнее Евангелие говорит нам особо о святом праведном Иосифе, Обручнике Девы Марии. Вот, что мы слышим:
«Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египтеи говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские, и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». (Мф., 4 зач., II, 13-23)

О праведном Иосифе в евангелии говорится немного, но то малое, что мы читаем, говорит о нём очень важное. Он не искал брачного союза, однако жребий, который указал ему быть хранителем девства Марии, принял как Волю Божию. Он оберегал Пречистую Деву и Младенца Иисуса, рискуя собственной жизнью, потому что Ирод, проливший реки крови, не задумываясь, пролил бы ещё, попадись в его руки Святое Семейство.
Мы с вами знаем о святых, которые являются покровителями семьи и брака, но евангельская история, связанная с Рождением Христа, и в особенности то, с какой ответственностью и Страхом Божиим праведный Иосиф исполняет свой родительский долг, показывает нам — каким должен быть настоящий отец семейства.
Беспрекословное послушание Богу, ответственность за возложенное дело, жертвенность, которая не считается ни с возрастом, ни с тяжестью пути – вот важнейшие качества. Воистину Евангелие учит нас тому, как войти в Царствие Божие, но мы не войдем туда, если здесь не научимся жить свято, т.е. жить не ради себя, а ради тех, кого нам вручил Господь. Аминь.»
(79)