С великой ревностью и заботой оберегал прежде русский народ нравственную чистоту молодежи. Эти обережные традиции отразились в семейной обрядовой культуре, пословицах и поговорках, хороводных песнях и прозвищах.
Про скромного, работящего парня старики прежде говорили, что он «у людей на славе». Это значит, что добрая слава о нем быстро бежала по окрестным селам, и к ней чутко прислушивались, в первую очередь, невесты. За такого парня охотно шли замуж.
Как, по-вашему, могли сказать в народе о распутной девушке? А вот как: «распетушица», «непетое волосье», «порченая», «прогулянная». За каждым из этих слов стоит целый рассказ.
Странное, на первый взгляд, прозвище «непетое волосье» означает, что над «порченой девой» подружки не пропоют перед свадьбой те полные чистоты и возвышенного лиризма несни, от которых трепетало раньше девичье сердце и услышать которые перед венцом мечтала каждая девушка. Исполняли такие песни на девичнике, заплетая и расплетая невесте косу, символ ее «вольной воли», с которой после венца она распрощается навеки.
Позор «порченой» девушки до конца жизни наносил незаживающую рану не только ее родителям. Он бросал смутную тень на ее младших сестер, ведь не зря говорится в народе, что «яблочко от яблони недалеко падает». Такой семьи в деревне сторонились, не доверяли ей. «Если о девушке шла дурная слава, то страдала вся семья, особенно младшие сестры».
Народное слово по-своему величало строгих, серьезных девушек, послушных своим родителям, уважающих стариков и почитающих Божию Церковь. Они умело вели большое крестьянское хозяйство, нянчили младших сестер и братьев, пряли и ткали, а в праздники заплетали на траве-мураве веселые хороводы… И когда выходили из возраста «подневестниц», называли их «славутницами». Слово это имеет своим корнем «славу». Под славой надо понимать почтение и уважение святости в человеке.
Внутренняя чистота сердца уравнивает человека с ангелами. Она отверзает райские двери и сродни самой святыне. Так издавна считал на Святой Руси «честной, православный, крещеный мир».
Целомудрие — Святость — Рай. Вот та чудесная лестница, которая, по убеждению наших предков, возводила прежде человека от печальной юдоли грешного мира сего в тот вечно юный мир, где нет смерти и плача, где праведники сияют в Небесной славе как солнце.
Нетленный венец чистоты
Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души.
Преподобный Исаак Сирии
В чистоте обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма.
Чистота — духовная колесница, которая владеющего ею возводит на высоту.
Чистота расцветает, как роза, среди души и тела и наполняет весь дом благоуханием.
Чистота радует сердце, приобретшее ее, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль.
Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.
Чистота просвещает праведных, омрачает диавола, течет к по чести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Чистота упокоевается в душах кротких и смиренных и производит Божиих человеков.
Чистота отгоняет уныние, внушает терпение.
Чистота — родоначальница любви и ангельского жития.
Чистота — узда для очей, она изводит все тело из тьмы в свет.
Чистота — легкое бремя, не тонущее в водах.
У чистоты чисто сердце… и лицо светло.
Чистота — дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения.
Чистота — предшественница и собирательница Святого Духа. О любящем чистоту радуется Святой Дух.
Чистота приобретает почести не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные последователи Христа Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас.
Преподобный Ефрем Сирин
Люди никакой добродетелью так близко не уподобляются духовным ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатию целомудрия, посредством которой, еще пребывая на земле, они имеют, по апостолу, жительство на Небесах.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
«Благовестник» № 45, 2013 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»
(289)