Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.
Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника — сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.
История происхождения
Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея — Крещение Иисуса.
Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.
На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».
Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица — Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление, когда люди узрели Троицу.
В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви — 19 января.
Крещенский пост
Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост — кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива). Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами.
Глас Господень на водах
Днесь вод освящается естество… Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить оглашенных накануне Богоявления. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из Таинства Крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления.
Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII века и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил двукратному водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и накануне, и в самый день Богоявления…
В примечании к службе Богоявления сказано: «О сей воде, Небесная она словесная ластовица, златословесный вселенский учитель Иоанн, Константинограда Патриарх, свидетельствует, глаголя: «Но убо чесо ради не день, воньже родися, но день, воньже крестися,явление глаголется? Сий бо есть день, воньже крестися и вод освяти естество.
Сего ради и в полунощи на праздник сей вси, почерпше, в домы воду относят, и соблюдают, и чрез лето всецелое хранят, понеже день освященных вод. И знамение бывает явственное: не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но на лето всецелое, и два, и три многащи лета, днесь почерпненной воде целой и новой пребывающей и по толицем времени ныне от источников емлемым водам сравняющейся».
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой и по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения: в тех случаях, когда по содеянным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
(95)