Исполняйтеся духом

Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельной Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

После того, как погрузившийся в твари, не могущий сносить несозданного света, человек «скрылся» от Бога, и Бог скрылся от человека, дабы не истребить преступника святым Своим присутствием, Единый Триипостасный, по неизреченной благости, вновь приблизился к отчужденному, в постепенных откровениях, да «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа» восставят и паки превознесут падшего.

 

Явился Отец в обетованиях любви и милосердия и устрашенного всемогущим правосудием грешника провождал к ходатайству Сына. Явился Сын под покровом человечества, и, в Себе Самом победив грех, и умертвив смерть, отверз Благодати Святаго Духа дверь к сынам гнева. Явился, наконец, Дух Святой в знамении огненных языков и проникнул в Апостолах естество человеческое, дабы усвоить ему благоволение Отца и заслуги Сына и соделать, да будем «причастницы Божественного естества».

 

Итак, мы должны взирать на сошествие Святаго Духа не токмо как на чудо, прославившее Апостольскую церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения.

Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, по крайней мере тайною искрою огня своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия!… Благо сие так велико, что, не знаю, можно ли его и просить от «Сокровища благих» без внутреннего содрогания и некоего удивления собственному дерзновению. Впрочем Церковь, и каждый день, и в начале каждого молитвословия, приглашает нас молить Святаго Духа, не токмо да «приидет», но и да «вселится в нас».

 

Ныне Дух Святой устами Апостола; и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: «исполняйтеся Духом!». (Еф.5:18) Нам кажется, будто Господь слишком дорого ценит свои блага, и будто не наши мышцы ослабели для принятия, но Его рука сократилась для подаяния даров духовных. Нет! Господь независтно «изливает от Духа своего на всяку плоть». Если мы не «исполняемся Духом», то не даров Его не достает для нас, а нас недостает для даров Его… 

 

Какия же суть примечательнейшия перемены, которые могут означить путь Духа Божия в душе человеческой? Бывают минуты, в которые и преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каковом они держат его; видит ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно суть семя будущих казней, и что самые добродетели его не постоят пред взором вечного Судии; осуждает сам себя, трепещет всем существом своим и, будучи отчаян в самом себе, чрез сие отчаяние влечется к упованию на Бога: «это расположение» к покаянию что есть иное, как не тот Дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение, тоесть низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие, который посылает пред собою мимоходящий Господь (3 Цар. XIX. 11)?

 

Что, как не то дыхание бурно, которое предвещает сошествие Святаго Духа? Что, как не тот страх Твой, Господи, среди коего мы во чреве приемлем Дух спасения Твоего? Блажен, кто «с покорностью дает влещи и себя» сему стремлению Духа Божия! Оно поведет его тесным путем самоотвержения… научит его страдать и радоваться во страданиях; распять плоть со страстьми и похотьми (Гал. V. 24), дабы совершенно предать дух в руце Божии.

Святитель Филарет Московский

«Благовестник» №11, 2006 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *