В неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти равноапостольной великой княгини Ольги и великомученицы Евфимии Всехвальной в Алексеево-Акатовом монастыре прошли воскресные Богослужения. За Божественной Литургией были прочитаны три евангельских чтения.
В самом первом, воскресном, евангельском зачале говорилось об исцелении расслабленного в Капернауме:
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. (Мф. 9:1-8, зач. 29).
Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти великой княгини Ольги
После исцеления гадаринских бесноватых, Спаситель пришел в Капернаум и сразу направился в синагогу, где собралось множество народа, чтобы послушать великого Благовестника. Проповедь Спасителя была здесь нарушена одним несчастным, который, будучи одержим силою злобы, не был в состоянии вынести присутствия Сына Божия, пришедшего ниспровергнуть царство злобы. Среди безмолвной тишины вдруг раздался исступленный, пронзительный крик: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».
Эти же слова, обращенные к Спасителю, слышали мы с вами в прошлое воскресенье из уст гадаринских бесноватых. Как и гадаринские бесноватые, так и в синагоге исступленно кричавший, были рабами и оружиями злой силы, нечистого духа. И Христос, обернувшись к беснующемуся страдальцу, обратился к овладевшему им духу злобы со строгим повелением: «замолчи и выйди из него». Несчастный, крича и корчась в страшных судорогах, упал на землю… Затем встал здоровым, в здравом рассудке.
Оставив, после этого поразительного чуда, синагогу, Христос удалился в дом Свой для отдыха. Но с окончанием часов субботнего отдыха народ во множестве столпился в доме и у дверей Его скромного жилища, приводя с собой бесноватых и всякого рода больных, и Христос, сострадая страждущим, исцелял их.
Не все нуждающиеся во Враче душ и телес могли проникнуть к Спасителю в дом. И вот, к дверям дома был принесен носильщиками расслабленный, уже совершенно не владевший членами своего тела и потерявший всякую надежду на помощь земных врачей. У него оставалась единственная надежда на Божественного Врача, проникнуть к Которому не было никакой возможности. Тогда в душе больного мелькнула смелая мысль и он велел своим носильщикам поднять его на крышу и, сделав в ней отверстие, спустить его на веревках, вместе с постелью, к стопам Спасителя, Божественного Врача и Учителя. Эта смелость обнаруживала в больном высокое дерзновение веры. И на его горячую мольбу об исцелении, мольбу, выраженную в глазах больного, последовал милосердный ответ Христа: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. Твоя болезнь – это следствие грехов, – сказал расслабленному Спаситель.
За свою дерзновенную веру больной получил не только телесное исцеление, но и прощение грехов. Не так восприняли слова Христа присутствовавшие тут книжники: «Он богохульствует», – сказали они сами себе. Их мысли не ускользнули от внимания Сердцеведца и Он, «видя помышления их», сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», – тогда говорит расслабленному: «Встань, возьми постель свою и иди в дом твой». И больной встал, взял постель и совершенно здоровым отправился домой. Видев это, народ прославил Бога.
Итак, дорогие братья и сестры, если болезни часто бывают следствием греха, то и выздоровление от болезни нередко зависит не только от врачей и лекарств, но и от веры болящего и от его покаяния, от его решимости исправить жизнь свою. Это относится не только к личным недугам, но и к болезням семейств и целых обществ.
Верою открывается сердце для принятия силы Божией, покаяние делает человека способным принять эту силу. Тогда немощей наших коснется исцеляющая Десница Того, о Котором еще пророк Исаия сказал: «Он взял на Себя немощи наши и понес наши болезни».
Также, сегодня празднуется память св. блаженной княгини Российской Ольги. Кто она – блаженная княгиня? Она – крестьянская дочь, работала перевозчицей через реку Великую в родном селе Выбуты, под Псковом; она – супруга кн. Игоря, предательски убитого древлянами.
Оставшись вдовой, кн. Ольга, вопреки языческим обычаям, не вышла второй раз замуж. Глубокая мудрость в сочетании с душевной чистотой, направляют ее ко Христу. Она принимает от Патриарха Цареградского крещение во имя св. Троицы и возвращается в стольный град Киев духовно возрожденная, соединившись в крещении с Тем, Кого – как источник света и премудрости – не мог обойти ея глубокий ум.
Имя кн. Ольги становится широко известным в Европе того времени. Узрев во Св. Троице образ единства в любви, кн. Ольга предпринимает ряд миссионерских поездок по своим, по тому времени, необъятным владениям, водружая на распутьях дорог из камня высеченные св. кресты, чтобы всякий русс, той дорогой проходящий или проезжающий, устремлялся духом к Свету – Христу. С её деятельностью связан новый этап государственной организации и административного устройства древней Руси. Ее равноапостольным подвигом была сокрушена сила язычества. Ею положено начало русской культуре, выросшей на религиозной основе христианства. Не грамотность положила начало нашей культуре, а христианские понятия о человеке, о его назначении, о его долге и его ответственности за жизнь свою перед Нелицеприятным Судией.
Внук блаж. кн. Ольги, равноап. кн. Владимир завершил то, чему начало положила кн. Ольга. К Свету Христу повела она Промыслом Божиим врученную ей Русь. Княгиня Ольга и внук её кн. Владимир – Красное Солнышко, а за ним князья и государи Земли Российской, в своем благородном стремлении к Свету, понимали, что полная и истинная свобода достигается лишь чрез познание Истины, нам во Христе открывшейся, что путь к свободе и радости жизни лежит чрез освобождение человека от пут зла и создание в каждом того строя душевного, который называется чистотою и праведностью. Аминь.
Составлено по проповедям епископа Митрофана (Зноско-Боровского)
(58)