Владимирская икона Богородицы защищает русские земли от врагов, голода и других напастей. Также она помогает верующим обрести покой и надежду в минуты трудностей и утрат.
Праздник в честь иконы отмечают три раза в году: каждая дата посвящена определенным историческим событиям, в которых образ Божией Матери сыграл важную роль.
Три дня памяти Владимирской иконы связаны с тремя важными историческими событиями, во многом определившими ход российской истории в эпоху татаро-монгольского нашествия и после него:
- 3 июня — освобождение Москвы от войск крымского хана Мехмеда Герая;
- 6 июля — спасение Москвы от ига хана Ахмата;
- 8 сентября — избавление Москвы от отрядов хана Тамерлана.
6 июля, когда мы вспоминаем память Владимирской иконы, в 1480 году произошла победа на реке Угре.
Второе чудо Владимирской иконы связано с событием, которое в учебники истории вошло под названием «Стояние на Угре».
В 1480 году хан Ахмат со своими войсками подошел к реке Угре. Целый день отряды Золотой орды и Московского княжества стояли друг напротив друга, не переходя в наступление. По преданию, в это время жители Москвы усиленно молились Богородице о спасении — перед Владимирской иконой отслужили молебен. Христиане верят, что после этого хану Ахмату стали являться знамения, напугавшие его, из-за чего битва завершилась, не начавшись.
Стояние на Угре положило конец многолетней власти татаро-монгольского ига на Руси. Углубляясь в подробности описанных событий, нельзя сказать, что победа на Угре была легкой и бескровной. При этом мудрость русского князя не умаляет чуда Владимирской иконы, верят православные: в 1480-м сложилось все — погода, сильные союзники, многочисленные ошибки Ахмата, разорявшего все на своем пути, тем самым оставляя солдат без пропитания. Кто-то назовет такое стечение обстоятельств везением, но для верующего человека это не что иное, как помощь свыше.
Предание гласит, что свою историю Владимирская икона Божией Матери ведет от самого начала христианства. Считается, что ее написал евангелист Лука — основой стала доска от стола, за которым ели сам Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
До середины V века образ хранился в Иерусалиме, а затем его перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году икону доставили русскому князю Юрию Долгорукому в качестве подарка от патриарха Константинопольского Луки Хризоверха.
Сначала ее поставили в храме Вышгородского монастыря, неподалеку от Киева. Уже там образ прославился в народе многочисленными чудесами. В 1155 году сын Долгорукова, князь Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, в построенный им Успенский собор.
С тех пор образ стали называть Владимирским. Интересно, что предания о военных победах, совершенных благодаря иконе, появились задолго до сражения с Тамерланом. Например, в 1164 году Владимирская икона помогла великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому победить отряды волжских булгар. Кроме того, образ чудом пережил пожар 1185 года и нашествие Батыя на Владимир в 1237-м. Дальнейшая история иконы уже неразрывно связана с Москвой.
Главным чудом Владимирской иконы можно назвать тот факт, что она уцелела после революции. В 1918 году образ отправили на реставрацию, а через восемь лет икона оказалась в коллекции Государственного исторического музея, откуда затем попала в Третьяковскую галерею.
Сегодня золотые оклады Владимирской иконы выставляются в Оружейной палате кремля, а сам образ находится в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах (храм Святителя Николая — это домовая церковь при Третьяковской галерее).
Копии Владимирской иконы в настоящее время есть практически во всех церквях России. Узнать образ можно по ряду отличительных признаков:
- Икона относится к типу «Умиление» — маленький Иисус прислоняется щекой к лицу Девы Марии. Мать же нежно обнимает младенца, как бы предвидя его грядущие страдания;
- Конкретно на Владимирской иконе левая нога Христа сгибается так, что видна подошва его ступни;
- На оборотной стороне оригинальной иконы изображены орудия страстей Христовых: предметы, использовавшиеся при истязании и распятии Мессии, — а также Этимасия, или Престол уготованный — место, на котором воссядет Иисус во время второго пришествия.
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4.
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8.
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество Сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная. Молитва Владимирской иконе Божией Матери. О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!
(116)