Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи. Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории.
В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).
После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Господь наш Иисус Христос Своим Вознесением открыл и нам путь к Небу. Но чтобы пройти вслед за Ним по этому пути, мы должны стать достойными, очистившись через покаяние с помощью Божией.
Тропарь Вознесению Господню, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак Вознесения Господня, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче. – стихира Вознесения
Слово Вознесения Господня 1824 год
Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их скрылась? Если бы теперь смотрели на землю, тогда надлежало бы спросить их, и надлежало бы спросить всех последователей Иисуса Христа, которые пристрастным оком смотрят на землю: «Что смотрите на землю? Чего вам искать в ней после того, как единственное ваше и ее Сокровище, найденное в Вифлееме, рассыпанное по всей Иудее и Самарии, прошедшее через руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейского, взято и отнесено в сокровищницу небесную? Вам сказано, и так должно быть: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:21): итак, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше; туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши»…
Христианин! Если ты сколько нибудь познал Господа Иисуса, и вкусил, яко благ Господь (Пс. 72:1; 85:5; 99:5; 105:1; 106:1), то конечно более или менее примечаешь, какая без Него пустота в мире, чувствуешь, какая без Него пустота в сердце. Так и должно быть: потому что все, что есть в мире, «суета суетствий» (Еккл.1:2); а суета не может наполнить сердца, сотвореннаго Истиною для истины… Сколь ни велик мир, сколь ни разнообразны блага его, сколь ни обильны потоки удовольствий его, все сие не может наполнить малаго сосуда сердца человеческого, которое, будучи бессмертно, только вечною жизнию наполнено быть может.
Если, при таковом ощущении пустоты в тварях, тебе кажется, что Господь, Который есть твоя истина, твоя жизнь, твое желание и полнота всех желаний, удаляется от тебя, скрывается, оставляет тебя не только без утешения, но и в скорби, не только одиноким, но и среди врагов твоего спасения; если утомленный взор твой не проницает небес, закрытых облаком, и недомыслимые судьбы Всевышнего представляют тебе одну неизвестность, то приими от небесных Сил исполненное силы слово, которое может наполнить твою пустоту, облегчить скорбь, прекратить одиночество, прояснить мрак, разрешить неизвестность, оживить дух твой надеждою необманчивой и нетленной. «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, – приидет» (Деян. 1:11).
Не увлекайтесь любопытством, или легковерием, когда Христиане, думающие знать более, нежели сколько дано от Христа, будут исчислять вам времена царствия Его, и определять лета чаемаго явления Его: «несть ваше разумети времена и лета» (Деян.1:7); старайтесь лучше познавать грехи свои, исчислять падения, и находить им пределы в покаянии… Берегитесь, чтобы мрачные грезы сынов века сего, смежающих очи от света грядущаго века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда «приидет день Господень, яко тать в нощи» (2 Пет. 3:10; 1 Сол. 5:2).
«Возлюбленнии! Сих чающе, потщитеся нескверни и непорочни Тому обрестися в мире» (2Петр. 3:14).
Святитель Филарет Московский
«Благовестник» №19, 2006 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1».
(66)