Пассия – одна самых любимых народом служб. Она входит в сокровищницу молитвенного наследия вместе с Каноном Андрея Критского, Последованием Страстей Христовых и Марииным стоянием.
Вчера, на вечернем Богослужении в Алексеево-Акатовом монастыре был впервые в этом году совершен чин Пассии.
Пассии – это особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии в 1629 году. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
Сейчас чин Пассии составлен из песнопений Страстной седмицы, из чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также из акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных Страданий Христовых.
В годы гонений, пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. Однако на практике, установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
Последование Пассии обычно бывает 4 раза в год по числу Евангелистов, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Спасении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Именно поэтому после Евангельского чтения пастыри обращаются к молящимся с проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.
(231)