В Крещенский сочельник и в сам праздник Святого Богоявления в Алексеево-Акатовом монастыре прошли торжественные Богослужения, наполненные всей радостью отмечаемого события.
18 января в Крещенский сочельник были отслужены Уставные Богослужения: Царские Часы, Изобразительны и Вечерня с Божественной Литургией Василия Великого. После этого было совершено Великое освящение воды. Об этих Богослужениях можно более подробно прочитать в другой статье.
Вечером, накануне праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в обители прошло Всенощное Бдение, которое состояло из Великого Повечерия и Утрени с Литией и освящением хлебов.
Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Андрей и Софроний Иерусалимские, Андрей Критский, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова.
Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню.
Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение (Тит.2:11-15,3:5-7) проповедует о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам, в таинстве Крещения. Евангелие (Мф.3:13-17) описывает само событие Крещения Господня и последующее за ним Богоявление.
После Ночной Божественной Литургии было второй раз совершено Великое освящение воды.
(195)