Богослужения на Медовый Спас

14 августа в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Алексеево-Акатовой обители прошли праздничные Богослужения.

Накануне на вечернем Богослужении был прочитан Акафист Кресту Господню. 

На великом славословии был совершено вынесение Честного Животворящего Креста из Алтаря в центр храма.

Утром по окончании Божественной Литургии было совершено малое освящение воды. По традиции в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня освящают мед нового сбора – с этим обычаем связано народное название Праздника «Медовый Спас».

Сие Спасительное Древо

 

Дорогие во Христе братия и сестры, се­годня Церковь прославляет силу Живо­творящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ны­не событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жи­телям Константинополя.

 

В древние времена в столице греческого го­сударства Константинополе разразилась силь­ная моровая язва, уносившая множество чело­веческих жизней. После же того как по прось­бе жителей города Древо Креста Господня в течение 15 дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов свя­той водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благода­рение Господу Иисусу Христу.

 

Впоследствии к этому чуду присоедини­лось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими булгара­ми. Свидетельством тому, что победы сии бы­ли одержаны силой сверхъестественной, слу­жило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили при­соединить к празднику Изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пре­святой Богородице — в воспоминание небес­ных милостей, дарованных обеим православ­ным странам.

 

Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоми­нает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняш­ний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей во­круг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавис­тью требуют от правителя смерти для Бессмерт­ного, смерти позорной: распни, распни Его! (ср.: Ин. 19, 6),— кричат они.

Пилат, язычник, не знавший богооткровенного учения, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, говоря иудеям поймите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19, 6). Но их угроза обвинить его пред кесарем заставляет Пилата предать Господа в руки Его врагов. И после множества новых унижений, оскорблений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух Свой, вися посреди двух разбойников на древе. Какое унижение, какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И спрашивается: зачем такая ужасная потребовалась жертва?

 

Той же язвен бысть за грехи наша и му­чен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (ср.: Ис. 53, 5),— отвечает святой пророк Исайя. Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога; забыли Его Бо­жественный закон и Пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение богооткровенного учения. Все согрешили, все преступи­ли заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и бесконечно праведен. Правда Божественная возмущена была людской неправдой, людски­ми грехами. Нужно было удовлетворить эту святую Правду.

 

Из людей, зараженных гре­хом, никто не мог поднять на себя подвиг ис­купления человеческого рода, потому что гре­хи были чрезвычайно велики и по тяжести грехов и жертва должна была быть величай­шей. И вот этой-то высочайшей и святейшей жертвой соделался Сын Божий. Тако бо воз­люби Бог мiр, яко и Сына Своего Единород­ного дал есть, да всяк веруяй в Онь не по­гибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Крес­те пролита кровь Неповинного, чтобы винов­ные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом. Итак, Хрис­тос умре грех наших ради (1 Кор. 15, 3). Ка­кая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!

 

Пригвожденный на Кресте и проливший Свою пречистую кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Его изъязвленные длани с любовью обнимают весь род человече­ский и приводят всех желающих к Отцу. То, что отделяло Творца от твари, Бога от людей, Отца Небесного от непокорных сынов челове­ческих, Голгофской Жертвой было уничтоже­но. Жало смерти притуплено, врата адовы со­крушены, сила диавола разрушена, верным лю­дям дарована свобода и отверсты врата райские, так что Крест, орудие позорной смерти, стал теперь для всех верующих драгоценной и высочайшей святыней, несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения.

Воздвигнутый на Голгофе, он ярко сияет над всей вселенной, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши бес­смертные души. Придите все к этому Кресту, воззрите на него и обрящете истинный покой. Подобно тому как Моисей древле воздвигал медного змия в пустыне и всякий, кто взирал на него, получал исцеление от угрызения змеино­го и жизнь, так и Крест Христов, воздвигну­тый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 14-15). Такова неизреченная милость Божия к нам, грешным, что при одной только мысли о всем содеянном для нас Боже­ственной любовью неиспорченное сердце чело­веческое невольно должно преисполниться ве­личайшей благодарностью к Творцу.

 

Чествуя ныне Святой Крест, будем при этом, однако, помнить, что наше преклонение пред Крестом Господним должно заключаться не в одних только внешних действиях и словах, но должно совершаться и в глубине нашей ду­ши, нашего духа. Прежде всего нам необходи­мо сознавать, что Распятый на Кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и оттого чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем Святой Крест.

 

Распятый на Кресте наших ради грехов Гос­подь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его кровию, жили для правды и были святы во всем житии своем и за то сподобились бы веч­ного блаженства в Царствии Отца Его. И по­тому если мы будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за кровь Сына Божия, которую мы попи­раем, и за благодать, которой мы освящены в Таинстве Крещения и которой пренебрегли. Своими грехами не распинаем ли мы вторично Господа? Будем же всемерно блюсти себя от грехов и пороков и сохранять верность Господу, памятуя, что твердая вера привлекает к нам благоволение и милость Божию.

 

Дорогие братия и сестры, с полным созна­нием всей благости и милости Божией к нам припадем сегодня к Честному Кресту, этому знамени нашего спасения, с истинной сыновней любовью облобызаем пречистые стопы Спаси­теля, взывая к Нему: «Кресту Твоему покланя­емся, Владыко, и святое Воскресение Твое сла­вим»! Аминь.

Из кн. «Лаврский архимандрит Кирилл». Проповеди.

«Монастырский благовестник» № 21, 2017г.

(134)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *