Тридцать три года назад на Акатову поляну пришли монахини и послушницы, которым промыслом Божиим было суждено стать первыми насельницами возрождаемой обители.
4 ноября впервые на этом месте за долгие годы безмолвия зазвучали церковные песнопения, была совершена Божественная Литургия.
Колокольный звон вновь стал созывать православных на молитву.
Для обители закончилось засилье богоборцев, в прошлое ушли глухие годы забвения.
Наша духовная опора, Небесная стража — это святые покровители нашего монастыря — подвижники веры, духовные столпы, святители, всю жизнь свою посвятившие служению Церкви Христовой.
2023 год для Алексеево-Акатова монастыря – и для нашего города, для всей Православной Руси ознаменован тремя памятными датами, каждая из которых особо значима.
Прежде всего – 645 лет со дня преставления (а значит – рождения в вечную жизнь) нашего Небесного покровителя, святителя Московского Алексия.
Не случайно в 1620 году досточтимый игумен Кирилл посвятил этому святому церковь, построенную на пустынной, поросшей лесом Акатовой поляне и ставшую началом нового монастыря, которому уготовано было пережить четыре столетия, самые разные периоды истории: времена, когда собирали камни, потом разбрасывали, потом опять собирали…
Достоверно известно, что церковь строилась по обету горожан в благодарность за дарованную им победу над многочисленным неприятельским войском (и набеги со стороны Литвы с тех пор прекратились). Хотя дата сражения не отмечена в письменных источниках, но можно предположить, что она совпала с днем церковного празднования святителю Алексию, а память о нем как о заступнике за Землю Русскую, не раз своим сильным словом, дерзновенной молитвой и чудотворениями спасавшем наш народ от опасности нашествия иноплеменных, облегчавшем тяготу татарского ига, умирявшем междоусобные брани, была в те годы еще жива.
Знали святителя и как деятельного храмоздателя, основавшего несколько монастырей, в том числе – первый девичий монастырь в Москве ‑ не промыслительно ли, что Воронежский Алексеевский монастырь через три с половиной столетия станет женской обителью.
Святитель Алексий и сейчас помнит о нас, хранит обитель свою, и утешает, и помогает спасаться, по-отечески заботливо напоминая из глубины веков, а вернее сказать – с Небесных высот, из Горнего Иерусалима:
«Да не будет, дети, земля сердца вашего тернистой, по лености и небрежению, не творящей плода духовного, или окаменелой – бесстрашием Божиим, но да будет земля сердца вашего благой на принятие Слова Божия истинного – Евангелия, творящей плод душевный: или тридесят, или шестьдесят, или сто«.
И о Божественной службе, что, прежде всего, относится к нам, ибо в совместной молитве основа жизни общежительного монастыря, то, что дает ему душу живую, что скрепляет и держит:
«На церковную молитву стекайтесь без лености и не говорите: отпоем себе дома. Ибо никак не может та молитва быть успешной без церковной. Как храмина дымом без огня не может согреться, так и та молитва без церковной.
С боязнью, и благоговением, и со страхом Божиим в церковь входите, а с радостию выходите, получив прощение грехов».
Так же учит и святитель Воронежский Митрофан, 400 лет со дня рождения которого празднует в этом году наш город – и не только город. Когда-то к новоявленному чудотворцу стекалась вся Православная Россия, так что по многочисленности богомольцев Воронеж даже сравнивали с Киевом. Рассказы о чудесной помощи святого Угодника передавались из уст в уста, что-то впоследствии было напечатано в периодических изданиях.
Воронежскому чудотворцу посвящали храмы в разных городах – и даже на далеком Афоне. И в Акатовом монастыре некогда была церковь святителя Митрофана: в 1835 году святитель Антоний (Смирницкий) освятил в честь новопрославленного Угодника нижний алтарь старого храма, ранее посвященный святителю Алексию.
К тому времени в монастыре в честь Московского Чудотворца уже возвели новую церковь, сохранившуюся и ныне действующую. Старый же обветшавший храм в конце ХIХ века был разобран, и в настоящее время Митрофановской церкви в нашем монастыре нет.
Уместно вспомнить, что именно при святителе Митрофане наша обитель, объединенная с упраздненным Успенским монастырем, упрочила свое положение, а настоятелю его был пожалован сан архимандрита: несомненно, уважение Царя к Воронежскому епископу было причиной такой милости. Известно, что к монастырям и монашествующим Самодержец не благоволил.
Из всего этого мы видим, что для града Воронежа и для нашей обители святитель Митрофан был поистине Ангелом Хранителем.
А о самой личности Святителя мы знаем очень мало. Его духовный мiр остался для нас сокровенным. Святитель не оставил богословских, духовно-нравственных сочинений, личных писем, дневников, келейных записок. Оставил образ истинного монаха…
«Еще молю и прошу великим прошением, не пренебрегайте моим прошением, сподобите меня святого великого ангельского образа схимонашеского и положите в том одеянии по чину схимонахов«.
Именно в схиме запечатлен святитель на старинном портрете, с которого художником Шевцовым была написана первая его икона.
В Алексеевский монастырь после возобновления обители передавали иконы из разных мест и в числе их – несколько образов святителя Митрофана. На одной из таких икон, ранее находившейся в иконостасе приходского храма, а ныне – в Введенском храме, Святитель стоит рядом с преподобным Сергием – не просто стоит. Их взоры обращены не на нас, не друг на друга – на Невидимого. Никогда не встречавшиеся в земной жизни, разделенные в ней столетиями и верстами, угодники Божии ведут беседу в Царстве Небесном, может быть – о скорбях наших, о судьбах нашего края, и молятся о нас. Первый епископ Воронежский вместе с Игуменом Земли Русской…
И третья памятная дата, особенно значимая для нашей обители – 250 лет со дня рождения святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского, и вместе – 20-летие со дня его церковного прославления в лике местночтимых святых. Святого, прославившего Воронежских святых: канонизация святителя Митрофана совершилась во многом по вере его, молитвенному усердию и деятельному ходатайству перед Св. Синодом; о прославлении святителя Тихона Задонского, мощи которого ему было даровано обрести и засвидетельствовать их нетление, Преосвященный Антоний ходатайствовал до последнего дня своей жизни. И святые, в свою очередь, его возвеличили.
Себя же Преосвященный Антоний называл только служкой святителя Митрофана. Но был он – его сотаинником, собеседником через полтора столетия. О некоторых извещениях от своего великого предшественника поведал нам сам Преосвященный Антоний. Наверное, самое известное вразумление было получено святителем Антонием, когда он склонялся к мысли проситься на покой и удалиться в Киево-Печерскую Лавру, где начинал свой монашеский путь и которую особенно любил. «Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются», – услышал он голос от иконысвятителя Митрофана, находившейся вего келии. И мнимо благая мысль о личном спасении в удалении от дел отошла от него, ибо истинный покой – в предании себя воле Божией. В последний год жизни Воронежскому архипастырю еще предстояло обрести мощи святителя Тихона.
Святитель проповедовал обычно в учрежденном им Благовещенском Митрофановом монастыре, но и все монашествующие, и мы, насельницы Алексеевской обители, которую Святитель, несомненно, посещал, можем отнести к себе его наставления, духовно питаться его вдохновенными словами в наши дни:
«Приидите, – глашает пастырь наш святитель Митрофан, – приидите вы, в ангельский образ иночества облещися сподобившиеся..! Внимайте гласу моему, последуйте за мной узким путем духовного подвижничества, да внидете благодатью Божиею в пространство радости вечной с Подвигоположником нашим Господом Иисусом и со святыми Его.
Возноситесь, яко словесные птицы небесные, крылами богомыслия и богоугодного деяния к духовным Небесам…»
И в этом, истекающем уже году, 33-м со времени возрождения (или – рождения) Алексеевской женской обители, празднования ее Небесным покровителям напоминают нам, при всей нашей скудости и слабости, при хладности нашей веры, на какой земле мы живем, по какому пути идем, каких предшественников имеем.
Верим, что по молитвам наших Святителей и молитвами их последователей, наша обитель сохранилась и на этом месте, претерпевшем многие испытания и поругания в годы лихолетья, тридцать три года назад возобновилась монашеская жизнь и сохраняется до сих пор.
(87)
Наши слова и чувства благодарности тем, кто под Покровом Неба возрождал замечательный монастырь! Тем, кто хранит теперь. За видимую красоту, а более невидимую, помогающую нашим душам!