«Живая вода души» св.прав. Иоанн Кронштадтский и игумения Таисия о молитве.

2 января 2021 года отмечается 112-я годовщина преставления св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Пастырь истины – так называли праведного Иоанна Кронштадтского современники. Простой приходской священник взял на себя крестный подвиг исповедника Христова в предгрозовые для Отечества годы.

 

Этот подвиг состоял в полном самоотречении во имя спасения людей. Он спасал всех, шел навстречу людям, терпя непонимание и близких, и духовенства. Он знал, что кто-то должен отдать всего себя людям, – и отдал себя.

 

С1891 года духовной дочерью св. прав. о. Иоанна Кронштадтского стала Игумения Таисия (Солопова), настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, и более 35-ти лет имела счастье, по ее собственным словам, «нередко беседовать с ним, иногда подолгу и обстоятельно о предметах духовных возвышенного характера».

Сам отец Иоанн в начале их многолетнего общения называл себя духовным отцом игуменьи, а в конце – её духовным сыном.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский был первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии, в т.ч. и ее стихов, которые Матушка посылала ему на благословение прежде журнальной публикации.

«Стихи матушки Таисии, пишет о сборнике «Духовные стихотворения» наш современник священник Геннадий Беловолов, — уникальный духовный дневник инокини, запечатленный ее опыт Богообщения. Это стихи – молитва, стихи – исповедь, стихи – проповедь. Это стихотворения «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии».

 

Стихи эти о молитве – явное свидетельство духовного родства двух праведников.

 

Игум. Таисия (Солопова)

Молитва

 

Молитвы есть дар благодати священный

Минуты отрады святой;

Любовию сердца и верой смиренной

Душа в ней беседует, Боже, с Тобой!

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Какое богатство духа человеческого: только помысли он сердечно о Боге, только пожелай сердечного соединения с Богом, и Он сейчас с тобой: и ни стены дома, никакие заклепы темниц, ни горы, ни пропасти не воспрепятствуют этому дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его». 


 

Игум. Таисия (Солопова)

Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу

 

Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу

В молитве любовью к Тебе,

Чтоб ум не метался заботою чуждой,

Безумным пристрастьем к земле!

Чтобы молитва к Тебе возлетала,

Как чистый, святой фимиам;

Земной оболочки она бы не знала,

Свободно неслась к небесам!

Спаситель, Спаситель! Ведь нет Тебя краше,

Нет сладче Тебя никого!

Зачем же так горько земное пристрастье

Тревожит беседу с Тобой?!

То скорби, невзгоды душу смущают,

Молитву уныньем томят;

То счастья и радости меры не знают,

В молитве пустое твердят!

Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу

Святою любовью к Тебе,

Чтоб ум, воскрыленный свободою духа,

Легко возносился горе!..

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:  «Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, – проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе и спасешься, и других спасешь.

Светло и тепло и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душою моею к мысленному Солнцу, Солнцу Правды, Христу Богу моему. И растаевает лед сердца моего, отъемлется чистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная, ничто земное не занимает меня». 


 

Игум. Таисия (Солопова)

Люблю я воссылать Тебе сердечные мольбы

 

Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы,

Как сладко в них покоится усталая душа,

Как радостно возносится к Тебе на Небеса!

И, словно вся забывшися от суеты земной,

Вкушает, наслаждаяся, нетленный Твой покой!

Но вот молитва кончилась; и бедная душа,

Как нехотя проснулася от сладостного сна.

И волей иль неволею вернулась к суете,

Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле.

О Господи, мой Господи! Когда ж наступит час,

Когда ничто житейское уж не разлучит нас

С Тобой, Сладчайший Боже наш,

Спаситель, наш Творец

Возьми к Себе детей Твоих, о благостный Отец.

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Доколе стоим на усердной молитве, дотоле и спокойно и тепло и легко и светло на душе; оттого, что тогда мы с Богом и в Боге; а как с молитвы долой, так и пошли искушения, разные смущения. О, преблаженное время молитвы!

 

Когда ты молишься Богу, то ты не иначе представляй себе близость Его, как так, что ты ежеминутно дышешь Им, двигаешься, просвещаешься, успокаиваешься, утешаешься и укрепляешься – словом, живешь Им, по Писанию: «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян.17:28). Даяй всем живот, и дыхание и вся. «Близ ти есть Бог (Глагол) во устах твоих, и в сердце твоем… Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в Него в сердце твоем, спасешися» (Рим.10:8–9). 


 

 

Игум. Таисия (Солопова)

Свет пресветлый, Иисусе!

 

Свет пресветлый, Иисусе!

Просвети меня,

Чтоб познать мне жизнь в Дусе,

Чтоб познать Тебя!..

Благодатию Твоею

Ты покрой меня,

И любовию Твоею

Ты согрей меня!

Непостижный, неприступный,

Горних сил Творец!

Ты ли, сердцу столь доступный,

Сладкий наш Отец?!

Да, Ты душу согреваешь,

Дух – животворишь,

Ум и мысли просвещаешь,

Сердцу говоришь.

Царь души моей Ты, Боже!

Царствуй же во мне!

Без Тебя весь мир ничтожен,

Жизни нет душе!

Воскреси меня с Собою

В чудный славы свет,

Чтоб и там мне жить с Тобою

В безконечный век!

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Господи! Ты пришел спасти нас верою иже в Тя, – се верую, яко Ты еси Спаситель мой, спаси мя. Ты пришел обновить растленное грехом естество мое, – обнови мя, растлившего себя страстями и похотями, обнови и душевно и телесно, да буду чист сердцем и крепок телом для славы Твоего имени. Ты пришел избавить нас от работы вражия, – избавь меня от работы врагу всезлобному, нечистому, скверному и омерзенному, воюющему в членах моих и склоняющему, насилием влекущему меня ко греху. Ты пришел просветить нас, – просвети омраченное страстями сердце мое. Ты пришел собрать расточенное, – собери мысли мои, расточенные врагом. Ты пришел укрепить нас в немощи нашей и сказал: сила Моя в немощи совершается, и апостол Твой говорит: «сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова» (2Кор. 12, 9); се, я немощен крайне и не могу без Тебя творити ничего доброго; не могу без Тебя ни мыслить, ни чувствовать хорошего, ни желать хорошего, ни говорить, ни делать; я решительно немощен для всякого добра без Тебя; дай же мне благодать, дай свет и силу мыслить и чувствовать добро и удобно совершать его, говорить и делать, что Тебе благоугодно. Се весь живот предаю Тебе, Христу Богу Спасителю моему, Обновителю моему; очисти, освяти и спаси мя. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей» (Пс. 50, 12). Помоги мне: близка и скора без Тебя погибель моя на всякий час». 


 

Игум. Таисия (Солопова)

Молитва

 

 Духовным оком созерцая,

Тебя, о Боже, пред собой

И в умиленьи прибегаю

К Тебе с смиренною мольбой.

Велик Ты, Боже наш, в твореньи,

И на земле, и в небесах,

Велик и дивен в промышленьи,

Могуч и славен в чудесах!

И мы, смиренное созданье,

Мы носим образ Твой в себе;

Питаем в сердце упованье

За гробом перейти к Тебе,

Дабы навек соединиться,

С Тобою неразлучно быть,

Но, чтоб достойно нам явиться,

Даждь нам всегда Тебе служить!

Даждь сердцем чистым, незазорно

Святую веру сохранить,

Душою теплой, непритворно

Тебя и ближних всех любить!

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Боже мой! Как любовь и искреннее сочувствие к нам ближнего услаждают наше сердце! Кто опишет это блаженство сердца, проникнутого чувством любви ко мне других и моей любви к другим? Это неописанно! Если здесь, на земле, взаимная любовь так услаждает нас, то какою сладостию любви будем мы преисполнены на небесах, в сожительстве с Богом, с Богоматерью, с небесными Силами, с святыми Божиими человеками? Кто может вообразить и описать это блаженство, и чем временным, земным мы не должны пожертвовать для получения такого неизреченного блаженства небесной любви? Боже, имя Тебе – Любовь, научи Ты меня истинной любви, как смерть крепкой». 


 

Игум. Таисия (Солопова)

Искание Бога кающегося душою

 

 …Где Ты, о вездесущий Боже,

Чтоб мой усталый дух возмог найти Тебя!

Запутавшись в грехах, в отчаяньи тревожном,

Я с трепетом порой ищу, ищу Тебя.

– Где Ты?! – Иль в славе неприступной

Далек от грешников Твой лучезарный Трон,

И в светлый Твой чертог их вопли недоступны? –

Как небо от земли, так от Тебя их стон?

И сердце грешников лишено дерзновенья, –

Ему нет радости, нет мира, утешенья?

И душу бедную объемлет страх и трепет;

Но словно слышится в ней робкий, детский лепет

«Не бойся, бедная, дерзай, ведь Бог с тобой!»

Как слабое дитя, простри к Нему ты руки,

С любовию скажи и с верою святой:

«Отец! спаси меня томящей сердце муки,

Избави от грехов и примири с Собой!»

И тотчас вкусишь ты всю сладость примиренья,

Наполнит душу свет, и радость, и покой,

И в сердце скорбное прольется утешенье,

И оросится грудь счастливою слезой…

 

 Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Молитва – постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, успех в делах, равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни: уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости помилования у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души; молитва-вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному, «к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14:23)». 

 

 

 

(71)

Один комментарий

  1. Светлана

    Спаси Господи! Вы создали такое живое общение, как будто, как и прежде, много лет назад, Матушка Таисия и св. прав. Иоанн Кронштадтский снова ведут беседу друг с другом! И подарили нам возможность поприсутствовать на их беседе и поучиться! Спаси Господи за ваш труд!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *