«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК И ТОРЖЕСТВО ТОРЖЕСТВ

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех, 

и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Стихира Пасхи

 

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ

и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь Пасхи

 

Что это, братия возлюбленные, празднолюбцы и христолюбцы? Какое это светоносное торжество? Какое это изобилие света и веселие? Что так озарило Церковь? Что так просветило вселенную?

Что произвело такую радость и светлость? Вчера — в печали, а ныне — в благодушии; вчера — в сетовании, а сегодня — в ликовании; вчера — рыдания, а ныне — восклицания. Спросят: какая этому причина и что произвело такую радость и светлость?

 

Христос воскрес из мертвых — и весь мир ликует; Христос Своей животворящей смертью упразднил смерть — и все во аде разрешилось от уз; Христос открыл рай — и всем сделал его доступным. О глубина недомыслимая! О высота неизмеримая! О таинство страшное, превосходящее силу ума! Поют Ангелы, веселясь о нашем спасении; радуются пророки, видя свои пророчества исполняемыми; празднует совокупно вся тварь, ибо воссиял для нее спасительный день, воссияло вновь Солнце правды.

 

Кто достойно воспоет благо дать сего светлого дня? Кто величественно изобразит силу такого таинства? Кто другой, как не златоустый наш отец Иоанн, громогласнейший проповедник, светлейший светильник вселенной, истинный пастырь и учитель, искуснейший врач душ, надежный предстатель грешных, река, более Нила изобилующая златоструйными волнами,- [кто как не] Иоанн златой, златоязычный и златословесный? Будем и мы готовы со всем вниманием выслушать, что возвестит нам этот проповедник покаяния…

Преподобный Феодор Студит

 

 

Пасха ветхозаветная и Пасха новозаветная!

Священные лучи света Христова уже засияли, и ясные звезды чистого Духа взошли, Небесные же царские власти открыли сокровищницы Божества. Ночь долгая и темная поглощена, мрачная смерть сокрыта, жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света, Восток востоков господствует над всем, и рожденный прежде денницы, бессмертный, великий Христос является пред всеми светлее солнца.

 

Теперь наступает долгий, вечный и не угасающий для нас, верующих, светлый день — Пасха таинственная, образно совершавшаяся во времена господства закона. Пасха — достойное удивления дело Божественного совершенства и силы. Поистине праздник и вечно живой памятник! Из страсти — бесстрастие, из смерти — бессмертие, из умерщвления — жизнь, из поражения — исцеление, из падения — восстание, из нисхождения — восхождение!..

 

Да возрадуются же Небеса Небес, как вопиет Божественный Дух, возвещая славу Божию; да празднуют Небесные Ангелы и Архангелы; да торжествуют и все Небесные силы, видя верховного Вождя вышних воинств, телесно приходящего в образе ходатая; да празднуют хоры звезд, показывая Восшедшего прежде денницы; да празднует и воздух, неизмеримо простирающийся в глубину и широту; да празднует и морская вода, удостоившаяся священных следов хождения; да празднует и земля, омытая Божественной кровью; да празднует и человеческая душа, возрожденная Воскресением!

 

Это — Пасха, всеобщее торжество вследствие исполнения отеческой воли в мире, посольство Христа, Божественный восток над землею, Ангелов и Архангелов вечный праздник, жизнь бессмертная для всего м1ра, смертоносная для смерти, нетленное Небесное блаженство для людей, священное торжество.

 

Пасху празднуют иудеи в воспоминание освобождения и Египта и избавления первенцев от смерти. Самое название «пасха» означает прохождение смерти; такое значение оно имеет в языке еврейском. Пасху празднуем и мы, но не как избавление от временной смерти, подобно тем, и не как освобождение от временного рабства, но как совершенное избавление от смерти, как совершенное освобождение от рабства диаволу.

 

Смерть первенцев миновала тех, которые принесли и жертву преобразовательного агнца и помазали кровью части дверей, — нас же смерть, начавшаяся от первозданного (человека), минует, не будучи в силах удержать тех, которые вкусили жертвы Божественного Агнца и запечатлены верою и спасительную кровь. У тех земной агнец — у нас же с Неба, поистине посланный от Бога с Неба Агнец, принесенный за пас, чтобы более мы не оставались во власти смерти через неодержимого ею Христа…

 

Бессловесный агнец не уничтожает греха, а вследствие этого и происходящей от греха смерти – разумнейший же Агнец освободил от греха, уничтожив имеете с ним и смерть. Выводит нас не из земли египетской и землю иудейскую, но в вечное владение от мира тленного. Он — Агнец и вместе Пастырь, ведущий овец. Впереди, говорит, пойду, ведя их к вечной жизни.

Пасхальная открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942)
Пасхальная открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942)

 

Начало месяцев у иудеев – заклание в жертву агнца и выход из Египта; у нас же начало жизни — Страдание Христа и удаление со Христом от мира, потому что мы тогда живем, когда умираем для мира, тогда возрождаемся для Бога, когда оставляем земное рождение… Хлеб пресный был у тех, кто ел пасху, у нас же общение со Христом при новом, юном и простейшем духе, как ново и просто тесто опреснока.

 

Горькие травы, с которыми ели тогда пасху, указывали на наши скорби, через которые мы принимаем участие в Страданиях Христа, потому что горько мучение, хотя бы плод от него был и сладок…

 

Внешний вид евших пасху [был такой]: одежда, подпоясанная на бедрах, сапоги на ногах, в руках палки — вся обстановка путешественников, приготовившихся к поспешному совершению пути. Для нас же здесь указано приготовление души к переходу из этого мира. Поэтому хорошо приготов­ленные и сосредоточенные души избегают житейских забот, будучи готовы к божественному шествию на Небо.

 

Наше бо житие на Небесех есть, по словам апостола (Флп. 3: 20). В качестве посоха, чтобы опираться, мы взяли веру и надеж­ду на Христа. Зажжен и для наших душ светильник, как для тех зажжен был вещественный светильник. Светильник для душ наших — закон Христов: светильник ногами моими закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118: 105).

 

И Сам Господь гово­рит об этом: Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящий: и вы подобии человеком чающим господа своего, когда возвратится (Лк. 12: 35—36).

Святитель Иоанн Златоуст

«Благовестник» № 3, 2011 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(116)

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *