Средство борьбы с унынием

В среду первой седмицы Великого поста, по окончании богослужения, впервые в этом году включающего Литургию Преждеосвященных Даров, с проповедью к собравшимся богомольцам обратился иерей Димитрий Гречушкин.

«Христиане — это люди, отказывающиеся от мира сего и стремящиеся войти в Царство Христово.

Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем, говорит апостол Павел. Это означает, что на земле христиане — странники, они не считают землю своей родиной, своим постоянным местом жительства. Христиане имеют заповедь не привязываться к миру, к его богатству, славе, удовольствиям. «Не любите мира, ни того, что в мире», — заповедует нам Священное Писание.

Однако человек так устроен, что не может жить без радостей, без утешения. Проводя церковную жизнь и отказываясь от суетных мирских удовольствий, христианин приобретает другое утешение, духовное: Благодать Святого Духа, которая дает душе неземную радость, небесное блаженство.

Святые отцы говорят, что как рыбы живут в воде, так христиане живут в Благодати Божией. Рыба без воды не может долго жить, она начинает задыхаться. Точно так же и христианская душа начинает задыхаться, когда Благодать Божия ее оставляет. Потеря Благодати переносится христианином очень тяжело. Когда Благодать оставляет душу, тогда она погружается в бездну и мрак, на нее находит тьма. Душа тогда страдает унынием и начинает метаться, к ней приступают невидимые враги, ее мучают плохие мысли.

О состоянии такого помрачения говорится в семьдесят втором псалме, где описано, как пророк, позавидовав нечестивым, благоденствующим в мире, усомнился: не напрасно ли он очищал свое сердце и омывал в невинности свои руки, не напрасно ли жил праведной жизнью. Вот и христиане, когда их оставляет Благодать, нередко начинают роптать на Бога и даже обвинять Его в том, что Он не помогает им, что Он равнодушен к их страданиям.

Иногда состояние такого помрачения продолжается довольно долго. Человек тогда погружается в уныние и может даже дойти до отчаяния. Что же нужно делать в этом случае и как бороться с такой бедой?

Прежде всего, нужно набраться терпения и быть мужественным. Так поступали святые угодники, например, праведный Иов, на которого в одночасье обрушились все мыслимые беды: он потерял всех близких и любимых людей, все свое имущество, свое здоровье, свое доброе имя — и несмотря на это по слову Писания, «не дал безумия Богу».

Легко быть верным Богу, когда Он дает Свою помощь и Благодать, когда на душе мир, свет и радость. Совсем иное когда находят на душу бедствия и мрак. И именно в такие минуты и проявляется глубокая сущность души: верна ли она Богу или нет. Собственно, это самое и говорил Богу диавол про Иова: разве даром верен он Тебе? Не потому ли он верен, что Ты Сам во всем оградил его, дал ему мир и благоденствие? Но попробуй отними у него Твои блага, и тогда мы посмотрим, сохранит ли он верность Тебе. И вот Господь попускает диаволу испытать Иова, чтобы его верность и мужество стали явными для всех.

Путем Иова идут в этом мире все без исключения святые и праведники. И мы все призваны идти именно этим путем — путем сохранения верности Богу в любой борьбе и при любых испытаниях. Пророк Давид говорит, что очи Господа — на верных земли и что именно их Он прославит и посадит рядом с Собой. Но верность проявляется только в борьбе, а потому и попускаются христианам борьба и испытания.

В житии преподобного Антония Великого описано, как после одной самой страшной и ужасной бесовской брани, когда все силы ада обрушились на него и все силы преисподней терзали его, подвижник увидел Христа и, увидев, закричал: где Ты был, Господи? Почему в самом начале Ты не пришел прекратить мои великие страдания? И Христос ответил ему: Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество и твой подвиг.

Столь тяжкая брань, какая постигла святых Иова и Антония, редко попускается Богом. Понести великие испытания могут только великие души. Большинство из нас несут несравненно меньшие испытания, по своим силам. Однако даже их нам бывает переносить совсем не просто. Когда нас надолго оставляет Благодать Божия и находит мрак уныния, тогда мы должны твердо помнить, что помочь нам может только одно средство — снова вернуть себе Благодать Божию.

Одним из сильнейших способов призвать Божию благодать является добродетель милосердия. По словам святителя Киприана Карфагенского, дела милосердия имеют столь великую силу, что, подобно Крещению, снова возвращают нам Благодать и милость от Бога.

Потому, будем милосердны, всякий раз, когда к нам приступает злой дух уныния, когда в течение длительного времени нам бывает тяжело. И тогда мы увидим, что в нашу душу снова придет Благодать от Бога, которая, подобно яркому свету, рассеет мрак печали, прогонит уныние и даст душе силы дальше идти христианским путем, не останавливаясь и не сворачивая в сторону. Аминь».

(49)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *