Святые сорок мучеников Севастийских. Охридский пролог. Святитель Николай Сербский.

Мученики в озере, морозом окова́нные,

Хранят святую веру, надеждой осиянные,

К Господу взывают гласом всеусердным:

«О Всевышний Боже, Святой и милосердный,

Удививший мір Жертвой и Воскресший,

Ты возьми и нас в Свой чертог небесный!

Славят Тебя Ангелы, зверь и человек,

Бездны, огнь, и стужа, зной, и град, и снег!

Помогал Ты древле пророку Моисею,

Иисусу Навину, а после – Елисею:

Вод они, смиряя, разделяли естество,

И Твое благое прославляли Божество.

Помоги же верным и ныне, как прежде,

Лед да не погубит в сердце надежды,

Да не станем смеха достойны для всех,

Но избавь от скорби и прости нам грех.

Всё Тебе подвластно, всем Ты обладаешь,

Лед – в огонь, зной – в холод легко претворяешь.

Стужа гложет плоть нам, как зверь разъяренный,

За Тебя, Господь наш, к Кресту пригвожденный,

А мы – славим имя Твое всеблагое

Здесь, как и в небесных чертогах покоя!»

Мученики в озере, стужей изнуряемы,

Божиим, небесным светом согреваемы,

Подвиг свой свершили и венцы приобрели –

В страх и посрамленье мучителям земли.

 

 В Рос­сии из­дав­на был обы­чай в день па­мя­ти Севастийских му­че­ни­ков ле­пить из те­ста и печь «жа­во­рон­ков» — бу­лоч­ки в ви­де птиц.

По­че­му имен­но жа­во­рон­ки?

Жаворонки олицетворяют летящие к Богу души мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Песнь жаворонков символизирует их молитву к Богу.

Кре­стьяне, об­ра­щая вни­ма­ние на то, что по­ю­щий жа­во­ро­нок то взмы­ва­ет ввысь, то кам­нем «па­да­ет» к зем­ле, объ­яс­ня­ли это осо­бым дерз­но­ве­ни­ем и сми­ре­ни­ем этих птиц пред Бо­гом. Жа­во­ро­нок быст­ро устрем­ля­ет­ся квер­ху, но, по­ра­жен­ный ве­ли­чи­ем Гос­по­да, в глу­бо­ком бла­го­го­ве­нии скло­ня­ет­ся вниз. Так жа­во­рон­ки, по мыс­ли на­ших бла­го­че­сти­вых пред­ков, изо­бра­жа­ли со­бой песнь сла­вы Гос­по­ду, воз­не­сен­ную му­че­ни­ка­ми, их сми­ре­ние и устрем­лен­ность ввысь, в Цар­ство Небес­ное, к Солн­цу Прав­ды — Хри­сту.

 

Проповедь о терпении до конца

Претерпевший же до конца спасется. (Мф, 10:22; 24:13)

 

Господи предивный, Ты всё претерпел – всё до конца, и потому стал Ты не только блаженным, но и Источником блаженства для всех людей, желающих себе добра, во веки веков!

 

И Апостолы претерпели всё до конца – и вошли в вечное блаженство.

И мученики Христовы претерпели все истязания до конца – и стали усыновленными сонаследниками в Царстве Христовом.

И святители добровольно претерпели тесноту и страдания до конца – и прославились и на небесах, и на земле.

Любой учредитель нового общества вербует своих сторонников, обещая им добрые плоды и многие услады, но умышленно замалчивает все тяготы и трудности, приводящие к этим плодам и усладам. И только Господь Иисус поведал Своим последователям всю правду, раскрыв как горькую, так и сладкую ее сторону. Не обещал Он ни плодов без служения, ни славы без страданий, ни конечного отдохновения без тернистого пути, ни победы без борьбы, ни сладости без горечи, ни царства без слез и самоотвержения.

Перечислив многие невзгоды, с которыми столкнутся Его приверженцы, Он, в конечном счете, не оставляет их без утешения. Он придает смысл их страданиям и не оставляет их во тьме [неведения]. Он говорит: благо претерпевшему до конца. А какое оно это благо, ожидающее претерпевшего до конца – это и Сам Он вдоволь открыл, и многие святые это доселе засвидетельствовали, либо во славе явившись верующим с того света, либо, еще пребывая в теле, воздвигшиеся духом к созерцанию оной славы и блаженства, иго ожидает верующих – избранных и стойких.

Господи, Ты наша сила. Помоги нам претерпеть всё до конца с верой в то, что Ты с нами рядом. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

(63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *