Мученики в озере, морозом окова́нные,
Хранят святую веру, надеждой осиянные,
К Господу взывают гласом всеусердным:
«О Всевышний Боже, Святой и милосердный,
Удививший мір Жертвой и Воскресший,
Ты возьми и нас в Свой чертог небесный!
Славят Тебя Ангелы, зверь и человек,
Бездны, огнь, и стужа, зной, и град, и снег!
Помогал Ты древле пророку Моисею,
Иисусу Навину, а после – Елисею:
Вод они, смиряя, разделяли естество,
И Твое благое прославляли Божество.
Помоги же верным и ныне, как прежде,
Лед да не погубит в сердце надежды,
Да не станем смеха достойны для всех,
Но избавь от скорби и прости нам грех.
Всё Тебе подвластно, всем Ты обладаешь,
Лед – в огонь, зной – в холод легко претворяешь.
Стужа гложет плоть нам, как зверь разъяренный,
За Тебя, Господь наш, к Кресту пригвожденный,
А мы – славим имя Твое всеблагое
Здесь, как и в небесных чертогах покоя!»
Мученики в озере, стужей изнуряемы,
Божиим, небесным светом согреваемы,
Подвиг свой свершили и венцы приобрели –
В страх и посрамленье мучителям земли.
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.
Почему именно жаворонки?
Жаворонки олицетворяют летящие к Богу души мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Песнь жаворонков символизирует их молитву к Богу.
Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.
Проповедь о терпении до конца
Претерпевший же до конца спасется. (Мф, 10:22; 24:13)
Господи предивный, Ты всё претерпел – всё до конца, и потому стал Ты не только блаженным, но и Источником блаженства для всех людей, желающих себе добра, во веки веков!
И Апостолы претерпели всё до конца – и вошли в вечное блаженство.
И мученики Христовы претерпели все истязания до конца – и стали усыновленными сонаследниками в Царстве Христовом.
И святители добровольно претерпели тесноту и страдания до конца – и прославились и на небесах, и на земле.
Любой учредитель нового общества вербует своих сторонников, обещая им добрые плоды и многие услады, но умышленно замалчивает все тяготы и трудности, приводящие к этим плодам и усладам. И только Господь Иисус поведал Своим последователям всю правду, раскрыв как горькую, так и сладкую ее сторону. Не обещал Он ни плодов без служения, ни славы без страданий, ни конечного отдохновения без тернистого пути, ни победы без борьбы, ни сладости без горечи, ни царства без слез и самоотвержения.
Перечислив многие невзгоды, с которыми столкнутся Его приверженцы, Он, в конечном счете, не оставляет их без утешения. Он придает смысл их страданиям и не оставляет их во тьме [неведения]. Он говорит: благо претерпевшему до конца. А какое оно это благо, ожидающее претерпевшего до конца – это и Сам Он вдоволь открыл, и многие святые это доселе засвидетельствовали, либо во славе явившись верующим с того света, либо, еще пребывая в теле, воздвигшиеся духом к созерцанию оной славы и блаженства, иго ожидает верующих – избранных и стойких.
Господи, Ты наша сила. Помоги нам претерпеть всё до конца с верой в то, что Ты с нами рядом. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
(63)