С наступающим Новым годом!

До Петра I русские отмечали Новый год в марте. После его перенесли на сентябрь, а потом и вовсе на январь.

Взойдя на российский престол, Пётр I провёл ряд реформ. Некоторые из них касались и повседневной жизни россиян, в том числе порядка проведения праздников.

 

Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.

Шевелёв А. В. Катание на набережной
Шевелёв А. В. Катание на набережной

 

Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, Она и тогда продолжала жить по юлианскому календарю. Использовать григорианский календарь Россия начала уже в статусе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 26 января 1918 года был издан специальный Декрет о введении григорианского календаря на территории России с 1 февраля 1918 года.

 

В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.

 

В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.

 

Кустодиев Б. М. Зима
Кустодиев Б. М. Зима

Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.

 

Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.

 

Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.

 

Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.

Молчанов О. И. Утро нового года
Молчанов О. И. Утро нового года

В последствии епископом Рязанским Гавриилом (Бужинским) было составлено молебное пение на Новый год, которое совершалось 1 января после Литургии.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге и некоторых других городах молебен стали совершать в ночь с 31 декабря на 1 января.

 

И хотя прискорбно, что вследствие перемены календарного стиля (юлианского на григорианский) Новый год приходится на время Рождественского поста, содержание праздника остается неизменным.

Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. среди многих важных вопросов уделил внимание и вопросу о совершении молебна на новолетие, дополнив уже известный чин молебствия на начало индикта.

 

Совершая молебное пение на Новый год, христиане благодарят Бога, просят прощение за грехи и испрашивают благословение на год грядущий. Читается Евангелие о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге (Лк. 4:16-22), когда Господь, прочитав собравшимся пророчество Исаии о «лете Господнем благоприятном», возвестил, что это лето настало – пришествие Бога во плоти и открывшийся через Христа путь в Царство Небесное.

(76)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *