Разделиша ризы Моя себе

26 марта, на вечернем Богослужении в Алексеево-Акатовом монастыре был совершен заключительный в этом году четвёртый чин Пассии с чтением Евангельского повествования от Иоанна о Страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

 

Пассии, что в переводе означает «Страдания» – особые Великопостные Богослужения, которые являются одними из самых любимых Великопостных богослужений, традиционно совершаются в середине храма перед Распятием.

 

По окончании чтения акафиста Страстям Господним диакон возглашает прокимен Великой Пятницы «Разделиша ризы Моя себе…», после которого начинается чтение Евангелия.

 

Прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи:

 

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Одежду Давида — хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чем пишут все евангелисты:

 

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24)

 

Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма:

«Боже мой, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?»

 

Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф, 27:46; Мк, 15:34).

Обращение Господа — знак Его полного принятия страданий от человеческого естества, как пишет блаженный Феодорит Критский: «Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек».

 

Таким образом, слова прокимна и стиха — подтверждение предсказанного в Ветхом Завете страшного события, соединившего всю человеческую историю. Прокимен часто исполняется особенно громко и выразительно, знаменуя свершившееся пророчество.

 

На данном видео можно услышать прокимен «Разделиша ризы Моя себе» в исполнении протодиакона Виктора Ивлиева, клирика нашего монастыря.

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *