Радуйся, Благодатная…

Она была Девою не только по плоти, но и по духу: в сердце смиренна; в словах богомудренна. Все слова, исходившие из уст  Ее, изливали благодать; все дела дышали девственною чистотою Ее наружный вид был образом внутреннего совершенства. (Свт. Амвросий Медиоланский).

 

    Радуйся, Благодатная…

Слово святителя Филарета, митрополита Московского.

 

Она же видевши смутися о словеси Его. (Лк.1:29.)

 

Столько добродетелей, столько совершенств, столь­ко чудес, столько тайн, при имени Преблагословенной Марии, при воспоминании Ангельского Ей благовещения, пред­ставляются уму, что едва дают приметить малое и кратковременное смущение мирной и тихой души Ее…

Если же, едва  ли не каждый день, а иногда и не однажды, то или другое слово, тот или другой случай, приводит нас в смущение, малое или великое, кратковременное или продолжительное, нередко простирающееся на наши собственные слова, действия и отношение к другим, то есть немаловажная причина, с особенным вниманием посмотреть на сей, маловажным кажущийся, случай, как иногда и благословенная миром Божиим душа, неизбежно входит в смущение, и как выходит из оного, дабы примером, ваши, большею частию произвольные смущения, обличить, уменьшить, исправить и, по возможности, распространить область истинного мира душевного.

 

Кто приводит в смущение Ту, ко­торая должна быть исполнена мира, как призываемая родить Мир наш?

Человек ли неприязненного расположения духа?

Дух ли неприязни, всегдашний враг мира, потому что сам его не имеет, обыкновенный производитель смущений и смятений, потому что живет в мятеже непрерывном? — Нет!

К удивлению, виновник смущения Марии есть Ангел, мирный служитель Бога мира… Смутися о словеси его. Разве слово cиe было грозно? — Напротив, оно было слово радости и благословения: радуйся благодатная: Господь с тобою, благословенна ты в женах…

До сих пор ни один, особенно ни одна из земнородных не слыхали с небес подобного приветствия… И потому, когда Мариам слышит, что неожиданный посетитель приветствует ее не только миром, но и радостию; приписывает ей благодать не как дар, но как ее неотъемлемое достояние; возвещает ей благословение, преимущественное пред всеми женами в мире: тихая душа ее от сильных слов духа, как тихая вода от сильного дыхания  ветра, по необходимости приходит в движение: смутися о словеси его.

 

Сличим теперь с непорочным смущением Пренепорочной Девы, наши столь обыкновенные смущения.

Смущается Mapиaм от слова похвалы, хотя нет похвалы, которой бы не была Она достойна, и которой бы не превышала своим достоинством. Так ли мы встречаем похвалу, когда она входит в ухо наше? Думаем ли, что хотя она кажется словом Ангела, но может оказаться словом искусителя?

Стыдимся ли похвалы незаслуженной, ненавидим ли похвалу пристрастную, страшимся ли даже справедливой похвалы, чтобы она не усыпила добродетели или не повредила чистоте ее? Не поглощает ли неосторожное сердце похвалу, как сладкое яство, и, может быть, как сладкую отраву; не доходит ли ненасытное самолюбие до бесстыдства просить похвалы, или приписывать ее самому себе?

 

Смущается Мариам от слова, неудобоприятного для Ее смирения: мы, напротив, не часто ли смущаемся от слов неудобоприятных для нашей гордости? Не только слова, подлинно укоризненные, и  действия в самом деле оскорбительные, скоро выводят нас из терпения; но и неприятности легкие, слова ненамеренные, обличения справедливые и умеренные возмущают до глубины сердца, до раздражения и ожесточения.

Смущается Мариам, и не медлит укрощать смущение, удерживая и подавляя оное молчанием. А из нас многих едва не каждое воскипение внутреннего неудовольствия превращает в сосуд бродящего вина, или в огнедышащую гору, которая изливает лаву и бросает камни на все окружающее… От чего бы ни произошло твое внутреннее смущение: закрой бережно сосуд твой — молчанием, и дай ему стоять — в терпении, доколе беспокойное брожение кончится и вино твое очистится.

 

 

Смущается Мариам: но побеждает смущение размышлением.

Примем от Нее и мы сие оружие, для употребления в наших внутренних бранях.

Кто восстает против тебя, и возмущает мир души твоей? Укоризна? — размысли, справедлива ли она. Если несправедлива: то стрела пролетела мимо тебя; от чего ж тебе быть больну, когда ты не ранен? Если же справедлива: то не сетуй на укорителя, как на врага, который наносит рану, но благодари его, как врача, который открывает ее, и побуждаете тебя к уврачеванию оныя.

Обида ли, делом нанесенная, раздражает тебя? — размысли, что лучше, обидчиком ли быть, или обиженным?.. Раздражение может сделать вдруг и виновным, и более прежнего несчастным: напротив  того, терпением и непорочность сохраняется, и несчастье уменьшиться может.

Собственные ли недостатки, несовершенные успехи в исправлении себя, внезапные нападения, и другие внутренние неустройства приводят тебя в смущение и уныние? — Помысли, что смущение одно не исправляет и не усовершает; а уныние отнимает силу; и потому не должно медлить в бесплодном смущении, должно воспрянуть от уныния; и неослабными подвигами приобресть победу над страстями и похотями, а с нею душевный мир и радость спасения.

 

Благодать Благодатной Мариами да будет со всякою душою христианскою в ее невольных смущениях, и да вспомоществует и утишать оные молчанием, и совершенно прекращать размышлением и молитвою, дабы беспрепятственно мог возглаголать сердцу нашему Ангел мира, и не исторгаемо посеять в нем плод правды, который сеется в мире творящим мир.

 

(73)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *