Слово cвятителя Иннокентия Херсонского перед освящением колива

Каждый год в пятницу первой седмицы Великого поста освящается коливо – сваренные с медом зерна пшеницы. Коливо освящается в память явления святого мученика Феодора Тирона во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, в начале Великого поста 362 года.

 

 

В начале Великого поста император Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам.

Апостолы же предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови (Деян. 15:29), и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо.

Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом.

Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление. Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ.

 

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

из Слова в пяток недели 1-й Великого поста,

пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона.

 

Освящением колива сохраняется в Церкви на все века память о благодеянии и приносится благодарность святому Феодору, который, будучи исповедником имени Христова при жизни своей, и по смерти не престает быть помощником для тех, кои, за исповедание сего имени, подвергаются каким-либо опасностям.

Возблагодарим убо Господа Иисуса, никогда не оставляющего без помощи верных рабов Своих и посрамляющего безумных противников Евангелия и Святой Церкви. Прославим память святого великомученика, отвратившего чудесным явлением своим искушение и печаль от Церкви Константинопольской. А между тем возьмем отсюда урок для себя, приличный дням настоящим.

Какой урок? Тот, что соблюдение Святого поста есть вещь весьма важная. Ибо если бы постом можно было пренебрегать, как вещью неразнственной или малозначащей, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного для того только, чтобы указать земным братиям своим на средство избежать нарушения поста.

Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после сего некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?

Нет, поститься – значит быть смиренным и послушным сыном Святой Церкви; а не поститься – значит быть заражену вольномыслием, самочинием и духом презорства.

Поститься – значит уметь обуздывать свою чувственность, владеть своими пожеланиями; а не поститься – значит быть рабом плоти, находиться в плену у своего чрева, влаяться ветром суемудрия.

Поститься – значит радеть о спасении души своей, искать свободы своему духу, стремиться во след Ангелов; а не поститься – значит уподобляться бессловесным, кои не знают поста, быть хладным к молитве и к очищению своей души от плотских похотей.

Поститься – значит каяться во грехах, презирать мирские утехи, приготовляться к вечности; а не поститься – значит погрязать в земном, предаваться тленному, идти путем широким, ведущим в пагубу.

Малолетний, престарелый, немощный путник, воин могут еще иметь причины к извинению, когда не постятся, ибо здесь более или менее нужда и необходимость; а мы, как говорит апостол, «призваны на свободу», только бы сия свобода не была в вину, или потворство плоти (Гал. 5:13).

А кто может воздерживаться от запрещенных постом снедей, и не воздерживается, тот грешит и против Церкви и против себя, и еще более против себя, нежели Церкви; ибо пост, учрежденный ею, нужен не для нее, а для нас: поелику он есть одно из сильнейших средств к обузданию нашей чувственности, от преобладания коей над нами гибнет в нас все чистое и святое….

Если бы за всем этим лукавая плоть подошла к тебе с предложением сложить с себя, под каким-либо предлогом, Святой пост, то вспомни святого Феодора и чудо, им совершенное, и скажи ей: поди, испроси разрешение у великомученика; а без сего я не могу нарушить Святого поста. Аминь!

 

 

(40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *