Увидеть Иисуса. Закхей.

14 февраля в Алексеево-Акатовом монастыре совершены две Божественные литургии.

По окончании поздней литургии в Алексеевском храме обители с проповедью, раскрывающей духовный смысл воскресного евангельского чтения, к богомольцам обратился протоиерей Петр Голенских.

«Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали евангелие о Закхее, и это значит, что начинается время приготовления к Великому Посту. С этого воскресенья весь порядок воскресных чтений будет медленно вводить нас в тему покаяния, чтобы дать нам более правильное понимание православного поста. Итак, в XIX главе Евангелия от Луки мы читаем:

 

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Иерихон — что это за город? Прежде чем богоизбранный народ вошёл в обетованную землю, на пути у них встал Иерихон, город, считавшийся неприступным. В книге Иисуса Навина рассказывается о том, какое чудо было явлено Богом, и как была дарована победа, когда стены города рухнули сами собой. После этого события Богом было дано повеление не строить больше на этом месте город. Иерихон, как проклятое место, не предназначался больше для жизни. Но по прошествии времени люди как бы свыклись с этой мыслью, поселились там, и стали там жить. Город не казался им уже проклятым, он казался ничем не хуже других городов.

Тот мир, в котором мы с вами живем в результате грехопадения, тоже был подвергнут Божьему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю, и все мы видим последствия грехопадения: различные переживания, боль, страдания и смерть. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город — очень символично. Город в понимании александрийской богословской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии более близком к адскому, нежели к состоянию блаженства. Но Христос готов сойти в ад нашей души и наполнить Своим божественным сиянием.

Некто имени Закхей, человек богатый, искал видеть Иисуса. Закхей в переводе означает «праведный». В контексте всей своей жизни до встречи со Христом это звучало как насмешка, как издевательство. Закхей был не только мытарём, он был их начальником. Мытари считались презренными людьми, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага, а Закхей, по всей видимости, наиболее преуспел в этом деле, работая против собственной страны и собственного народа. Конечно, верующие люди старались подальше держаться от такого человека. В талмуде сохранились записи, запрещающие ближе семи метров подходить к мытарю, кроме уплаты податей. Потом надо было совершать полное омовение в микве (в иудаизме это водный резервуар для ритуального омовения). Словом, мытарей презирали, и боялись от них оскверниться. И вот Закхей, не боясь стать объектом насмешек, искал видеть Иисуса.

 

Об Иисусе Христе тогда ходило очень много слухов. Одни говорили, что это Иоанн Креститель, который воскрес из мертвых, другие говорили: кто-то из древних пророков, и Закхей, голова которого должна была быть забита цифрами, хочет знать Кто Этот Иисус из Назарета? Как много людей в наше время даже ни разу не задавали себе такого вопроса, а Закхей ищет ответа, но не может даже увидеть Иисуса из-за своего маленького роста. Вокруг Господа всегда толпилось очень много людей. Все эти книжники, фарисеи и прочие — это была просто любопытная толпа. Они теснили, окружали Его и мешали рассмотреть Его подлинно ищущим людям. И что делает Закхей? Он забегает вперед и влезает на смоковницу. Смоковница — это символ молитвы. Помните, Господь сказал одному из апостолов: я видел тебя под смоковницей. Представляете себе хохот, когда кто-то увидел, что этот карлик, этот проклятый мытарь хочет видеть Иисуса. Все эти люди забыли, что они тоже живут в проклятом городе.

Но у Закхея не было иллюзий относительно самого себя. Закхей знает и то, что живёт в проклятом городе, и то, что он – самый худший житель этого города. В Писании сказано: Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Закхей не знал, пойдет ли Господь рядом с этой смоковницей или пройдёт другой дорогой, вообще, посмотрит ли Иисус в его сторону, да и как отличить Иисуса от других людей, ведь он ни разу Его не видел. И вот, когда он находится в этих сомнениях, мы читаем: Иисус пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя дома.

В Библии есть удивительные слова, что Бог каждой звезде на небе дал имя (…изчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй…Пс.146.4) И то, что в Писании сказано: Бог каждой звезде дал имя, это значит, какое-то намерение Божие есть относительно всего творения. Когда Закхей услышал свое имя, это была радость, что Иисус знает его, Он знает имя каждого из нас. И если мы ещё живы, значит есть какое-то намерение Божие относительно каждого из нас. Святая церковь учит: когда за литургией читается Евангелие, читает его не архиерей, не священник, не диакон, это — голос самого Христа. И если сегодня, в это воскресение мы слышим слова: «сегодня надобно мне быть у тебя в доме», и мы знаем, что это слова Христа, это значит не только мы, но и наши семьи, наши дома нуждаются в том, чтобы Иисус пришел в сердце каждого из нас и поселился бы в нем.

Далее рассказывается, как Закхей слазит со смоковницы, как поспешно ведет Иисуса к себе домой, куда никто не приходил из нормальных людей, а главное — какая перемена происходит у Закхея в душе: «…половину имения раздам нищим, а если кого обидел, воздам вчетверо…» С какой решительностью он готов расстаться со своим богатством, лишь бы не потерять благоволения в очах Того, Кому этот маленький человек, этот нечестивый мытарь очень важен, ради которого Господь, может быть, и пришёл в Иерихон.

Господь пришел в мир, чтобы грешных спасти, чтобы взять на себя проклятия нашего греха и наши беззакония. И когда вы принимаете Святое Причастие, думайте о том, как Господь Иисус Христос пришел в дом Закхея. Это значит, Что Он войдет и в дом вашей души. А когда вы пойдете из храма, пусть эти слова звучат в вашем сознании: ибо сегодня, не завтра и не послезавтра, а именно сегодня надобно Мне быть у тебя в доме, не стоит откладывать встречу со Христом «на потом». Помните, что эти слова сказал не батюшка с амвона, а Сам Господь, и обращены они не только к Закхею, но и к каждому из нас. Аминь».

(40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *