Неделя 3-я по Пятидесятнице.

3 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Алексеево-Акатовом монастыре прошли две воскресные Божественные Литургии.

За Богослужениями читалось Евангельское чтение от Матфея:

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. (*Богатству).

 

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

 

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. 6:22-33, зач. 18).

По окончании поздней Божественной Литургии к Богомольцам с проповедью на тему сегодняшнего евангельского чтения обратился иерей Михаил Пикулин:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Человек, который не ходит в храм, прочитав слова сегодняшнего евангельского повествования, задаст себе вопрос: это вообще правда? Как можно не заботиться об одежде, о еде, не строить никаких планов, имеющих целью попечение о земном? Тот, кто мыслит более обстоятельно и в церковной жизни не новичок, задаёт другой вопрос: если вот так, то зачем Бог об этом говорит, да ещё сравнивает с травой, с птицами и прочим? Как это всё соединить?

 

На эти вопросы не ответит человек, не начавший своего пути в эту сторону. Войти в такие отношения с Богом, при которых об остальном можно не беспокоиться, освободившись от мучительной заботы о завтрашнем дне, действительно возможно, но при одном условии. Бог выстраивает очень чёткие правила – святые пишут о них как о строгих. Если ты их соблюдаешь, то попадаешь в категорию людей, которые, войдя в одно состояние, испытывают другое. Невозможно объяснить неженатому человеку, что такое семья. Невозможно, не имея детей, понять, что такое их воспитание. Невозможно почувствовать, что такое смирение от детей, не вступив на путь, на котором твои дети тебя смиряют. Невозможно, не вкусив плода, рассказать, каков он на вкус. Есть очень строгие правила, без которых всё вот это – некий разговор, который «не для меня».

Господь ставит перед человеком конкретную задачу, но не заставляет её выполнять. Он призывает это делать, а вот человек должен сам себя заставить войти в это состояние, при котором Господь будет ему помощником. Человек может и не войти и потратить время на иное, и тогда различные попечения, многозаботливость настолько обуяют человеком, что суета станет естественным состоянием его жизни и поработит его настолько, что он постоянно будет бояться. Бояться того, как справиться с безденежьем или с богатством.

 

У одного московского священника был случай. Он пришёл к одному состоятельному человеку. У него в квартире: кованая лестница потрясающей работы, накидки на мебель, шторы из натурального шёлка… Всё там настолько дорого, что хозяйка вежливо просила как можно меньше кропить святой водой, чтобы не испортить дорогую обшивку мебели. Дети у них учатся в Великобритании. И хозяин, прощаясь, извинился, сказав, что сейчас они находятся в тяжёлом положении, что ничего на Божий храм пожертвовать они не могут. Богатым тоже очень непросто.

 

Какое же условие ставит Господь для того, чтобы заработало то, о чём мы слышим и что считаем невозможным? Речь идёт о главной заповеди, о любви к Богу и ближним. Оказывается, всё, что мы с вами имеем, – не наше. Оно нам дано на время. Абсолютно всё – речь идёт о любом имуществе: материальном, интеллектуальном, о тех талантах, дарованиях, которые мы имеем и через которые получаем различные блага. Всё это не наше. Мы привыкли приходить и что-то брать во временное пользование, но полученное от Бога мы посчитали своим, мы укоренились в этом. В заповеди, которую Бог определяет как главную, Он говорит: «Если не будешь любить Бога и ближнего, в Царство не войдёшь». Царство, которое начинается тогда, когда ты начинаешь учиться то, что имеешь, не присваивать только себе. Речь не идёт о том, чтобы всё в одночасье раздать. Некоторые моменты нужно правильно для себя расставить. Человек, впервые читающий Евангелие, сталкиваясь с фразой «Раздай всё», разворачивается, говорит: «Я не готов» и уходит из церковной жизни. Но важно понимать, что есть этапы пути. Понятие «Всё раздай» не предполагает «Пойди и сейчас же раздай всё, что имеешь». Ты просто должен начать учиться искусству жить не для себя, полагая то, что ты имеешь, данным тебе в пользование. Есть люди, которым Бог дал очень многое, видя в перспективе возможность их щедрости. И если они в себе эту щедрость не развивают, они воруют, потому что данное им от Бога на самом деле им не принадлежит: это Бог так распорядился. Он дал им столько, чтобы они пользовались этим (в чём нет греха), но жили не только для себя. И вот этому искусству тоже нужно учиться, как и всякому другому искусству.

 

Трудная и лёгкая задача! «Иго благо, бремя легко». Важно начать этот путь. Если не начнёшь с малого, к большему не придёшь никогда. Святитель Игнатий Брянчанинов рассуждает: нельзя начинать с середины или с конца, потому что это непостижимо, не под силу. Попытаться, конечно, можно, но это будет и смешно, и грешно. Нельзя взять неготового человека и посадить в затвор, передавать ему туда сухарь с хлебом и не выпускать. Человек ещё не готов, потому что до затвора надо внутренне дойти. Святитель Феофан Затворник, решив уйти в затвор, уходил на время и возвращался посмотреть на природу, на людей: уже приняв решение, будучи в монашестве, на определённой ступени духовного совершенствования, он входил в это состояние постепенно, уходя лишь на время. Господь потом вернул его оттуда, чтобы он не только на себя потратил духовную воду, но и другим раздал, написав об этом.

 

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, – предложение от Бога начать учиться искусству жить по-Божьи. Разговор о траве, птицах, рассуждения о свободе от внешнего и глубокое осознание того, что полученное нами – это дар от Бога, для каждого из нас звучит именно предложением, идя в сторону реализации которого, человек постепенно освобождается. Лёгкость и радость являются печатью его жизни: он начинает учиться радоваться своему освобождению. Читаем о какой-нибудь войне: «И город освободили». Тут речь идёт о такой же войне, только внутренней. Звучит предложение начать вести боевые действия, подключить тактику и стратегию ведения боя для того, чтобы в итоге ощутить сладость пока недостижимого, непонятного и невмещаемого, но совершенно реального, возможного и доступного каждому из нас. Аминь!»

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *