В предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым совершается празднование Недели святых Праотец.
В этот день Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих.
Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога, Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.
Эти древние люди отделены от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение.
27 декабря в Алексеево-Акатовом монастыре совершены две Божественные литургии. В литургийном евангельском зачале была прочитана
притча о званных на вечерю (Лк. 14, 16–24).
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился иерей Димитрий Гречушкин.
«С раннего детства, с давних времён, когда бабушка, грозя пальцем, приговаривала: «Смотри, неслух, накажет тебя Боженька!», с тех самых пор живёт у нас в душе твёрдая уверенность, что в Царствие Божие, в рай, в Жизнь Вечную нас могут не пустить. Да и скорее всего не пустят, разве только по жалости, по снисхождению позволят пристроиться с краешка. Нам всё кажется, даже когда мы становимся вполне зрелыми людьми, что Царствием Божиим, радостной вечерей Господней, награждает человека Творец мира за добрый нрав и безупречное поведение. А поскольку каждый из нас хоть в глубине души да знает обо всех своих грехах и несовершенствах, то и понятно, откуда берётся в нас неуверенность в собственном спасении: как же пустят нас туда, на Брак Агнца, нас, у которых нет «брачной одежды»?
Однако то, что мы услышали в церкви сегодня, — евангельская притча о вечери, на которую Господь собирает самых близких, самых дорогих своих гостей, чтобы они, званые, «вошли в радость Господина своего», — все наши представления о Вечной Жизни переворачивает с ног на голову.
Оказывается, нас зовут в рай, а мы — сопротивляемся. Оказывается, Бог просит каждого из нас почтить Его, принять Его приглашение, оказать, говоря языком человеческим, Ему честь, а мы… все как один — отказываемся! Нам не до того! День за днём, час за часом мы находим занятия для своего ума, изыскиваем пищу для глаз, ублажаем наш слух — одним словом, делаем всё, лишь бы не остаться наедине с самими собой, лишь бы не услышать звенящую тишину и пустоту в своей душе! И так всегда. Сегодня — много работы, завтра — друг приехал погостить, послезавтра — не смог оторваться от телевизора, потому что показывали, какие безобразия творятся в этом обезбоженном мире. Да мало ли дел у взрослого человека, обременённого семейными, производственными и общественными обязанностями!
Эта притча имеет очень важное значение, ведь часто люди призываются Богом — через жизненные обстоятельства, размышления, воспитание, — но отказываются прийти в храм Божий, присоединиться к общине верующих, хотя, казалось бы, для этого есть все условия. И возникает вопрос, почему это происходит, почему даже те, кто формально принадлежит к Церкви, нередко переносят на самую периферию все, что связано с Церковью и духовной жизнью, живут вне Евангелия, вне Божественных заповедей? Преподобный Ефрем Сирин отвечает так: что человек любит, то для него и есть бог. Ведь главная заповедь, которую Господь дал людям: любите Бога. А если человек любит нечто другое, значит богом для него становится то, что он любит, а сам он делается идолопоклонником. Ведь то, что он любит, это лишь некий идол.
Величайшая мудрость, которая содержится в сегодняшнем евангельском чтении, призвана помочь нам понять, что ни земля, ни волы, ни даже близкие и родные не могут быть для человека выше Бога, ведь если что-то становится выше, то теряется самое главное в человеческой жизни — ее измерение. Вектор человеческого развития меняет свое направление с вертикального на горизонтальный, а значит, подлинного роста, духовного возрастания, а вместе с ним и человеческого счастья не получится.
Сегодняшний день посвящен воспоминанию ветхозаветных святых, которые в тяжелейших условиях окружавшего их язычества и слабости веры народа не уставали призывать его к любви к Богу, к вертикальному измерению человеческой жизни, к тому, что есть дорога от земли на небо. Так и нам, отдаленным от тех людей тысячелетиями, следует сегодня подумать о том, что есть путь и истина и жизнь; и понять, что только тот путь, который ведет человека к Богу, является подлинно истинным, спасительным, а значит, несущим в себе возможность обрести полную жизнь — по-человечески мирную и радостную, а с точки зрения Божественного закона правильную и спасительную. И да поможет нам Господь в нашем странствии по этому жизненному пути. Аминь».
(19)