К Богородице прилежно ныне притецем

Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста, в этом году отмечается 9 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородице служится накануне, в пятницу вечером).

 

Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. 

 

Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.

 

Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»).

 

Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события – сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.

источник https://foma.ru/


 

«К Богородице прилежно ныне притецем…»

 

«Как при воплощении Пресвятая Дева дивно участвовала в деле нашего спасения, давши плоть Сыну Божию, так продолжает Она участвовать в сем деле через Таинство причащения, в котором подаются нам Тело и Кровь Христа, взятые из той же пречистой Ее утробы.

 

Если так велико значение Пречистой Божией Матери в деле нашего спасения, то как же велико Ее молитвенное дерзновение перед Ее Сыном, Господом нашим Иисусом Христом?! Оно несравненно превосходит молит­венное дерзновение всех Ангелов и святых, взятых вместе.

 

Поэтому будем с непостыдным упованием умолять Пречистую Деву Ма­рию, как самую великую и несравненную нашу Заступницу, об избавлении нас от всяких бед и напастей.

 

История Христианской Церкви свидетельствует, как Матерь Божия, в силу Своего величайшего дерзновения перед Богом, спасала христиан от всяких бед. Она была виновницей обращения на путь спасительной жизни таких великих грешников, каковыми были прп. Мария Египетская и блж. Феофил. Пречистая Дева Мария, ради молитв пред Ее Владимир­ским чудотворным образом, спасла Россию от грозного нашествия татар­ского хана Тамерлана в 1395 г. Она дивно спасла русских православных людей при царе Василии Шуйском во время осады шведами Тихвинской обители, за святые молитвы пред Ее Тихвинскою чудотворною иконою. Она явила заступление русскому народу ради молитв пред Ее чудотворным Смоленским образом во время нашествия Наполеона. А в 1877 г. Она оказала нам дивную помощь в войне с турками, когда последние были устрашены видением наяву в воздухе Божией Матери, окруженной бесчисленным Не­бесным воинством Ангельских Сил.

 

Замечательно, что самым последним делом заступления Божией Матери будет Ее ходатайство за грешников пред Господом на Страшном Его Суде. Это открыто было Богом прп. Григорию, ученику великого угодника Божьего Василия Нового. В видении он созерцал будущий Страшный Суд Христа, и видел преподобный, как Матерь Божия заградила шествие в ад многих грешников, уже осужденных праведным Судом Ее Сына. Она стала умолять Христа избавить их от вечных мук ради любви, которую имели они к ближним во время земной жизни, несмотря на то, что перед смертью не успели покаяться в некоторых грехах своих. И Господь в последний раз ис­полнил молитву Своей Пречистой Матери.

 

Если мы в лице Божией Матери имеем такую всесильную Заступницу, Которая может отменить правосудное определение Господа касательно грешников и избавлять их от великих бед, то почему же Она не избавляет нас от настоящих великих наших бедствий?

 

Разве мы не молимся Ей?

Да, мы молимся. Но, к сожалению, плохо каемся или совсем не каемся. Правда, мы сознаем свои грехи и даже сокрушаемся о них, но это еще не есть ис­тинное покаяние. Истинное покаяние состоит в решительной перемене греховной жизни на жизнь святую. Истинное покаяние будет у нас только тогда, когда мы будем подобны блудному сыну, который не ограничился только сокрушенным сознанием своих грехов, но встал, оставил свою пре­ступную, гибельную жизнь, пошел для новой жизни к отцу своему и получил от него великую милость и любовь.

 

Так надо каяться и нам. Будем помнить, что грехи наши — это первая и самая главная причина всех наших несчастий. Недаром Господь, прежде чем исцелить расслабленного, сказал ему: чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2, 5). Эти грехи, в особенности гордость с ее исчадиями — неверием и богоотступничеством, навлекают на нас гнев правосудного Господа. И только покаяние, с нашей решимостью не возвращаться более к прежним грехам, есть главная причина для проявления в нашей жизни неизреченного божественного милосердия.

 

Сам Господь, ради молитв Его Пречистой Матери, да наставит нас на путь решительного истинного покаяния во всех грехах наших.

Если так мы будем каяться, то Матерь Божия никогда не отвратится от нас и исполнит все наши молитвы. Зная всю великую спасительную для нас силу покаяния, Святая Церковь требует, чтобы наши молитвы к Божией Матери исходили из глубины нашего смиренного и сокрушенного сердца.

 

Поэтому будем, возлюбленные, всегда в покаянии умолять Пречистую Деву Марию о своем спасении, прибегая к Матери Божией с такими словами церковной молитвы:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и Едину надежду имамы. Аминь».     

Архиеп. Серафим (Соболев). Проповеди.

(158)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *