Дом Пресвятой Богородицы

История Введенского храма, одного из красивейших в городе, который издавна называли жемчужиной Воронежа, восходит к началу XVIII века.

 

 

Трое «посадских людей»: Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев, — переселились из прихода Успенской Адмиралтейской церкви в предместье Акатова монастыря. В Воронеже тогда велось оживленное строительство кораблей, что видимо и побудило боголюбцев удалиться от шумного побережья в место более спокойное и не столь многолюдное.

Они обратились к Государю за разрешением на вырубку леса для строительства храма, который они хотели, как и первый, свой родной храм, посвятить Успению Божией Матери. Разрешение было получено, храм построен, но святитель Митрофан счел неудобным появление в городе одноименных церквей и освятил его в честь другого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века на месте деревянной церкви была выстроена каменная, приводящая в изумление своей красотой и столичных жителей. Знатоки архитектуры усматривали в ней сходство с творениями знаменитого итальянского зодчего Бартоломео Растрелли.

 

 

В годы богоборческих гонений храм постигла участь многих храмов Святой Руси – он был закрыт в средине 30-х годов, превращен в мастерскую, потом использовался как склад… Пережил лихолетье Великой Отечественной Войны… Дивно, но в Воронеже, в ходе ожесточенных боев разрушенном на 90%, храмы, в основном, уцелели (как известно, более всего пострадал Благовещенский собор Митрофанова монастыря, особенно колокольня). А потом уже не чужеземцы, а свои содействовали разрушению… И уже даже не «воинствующие безбожники», а равнодушие, невежество, сон лености духовной…

 

 

Многие Воронежцы помнят древние руины среди зарослей бурьяна на улице Освобождения труда – именно так выглядела не столь древняя (древностей в собственном смысле в нашем городе нет) Введенская церковь почти до конца 80-х годов. Уже давно восстановлены пережившие войну дома, или снесены, и на их месте высятся новые здания, ‑ но Введенская церковь оставалась такой же, какой встретила 45 год; не сносили ее и не реставрировали. Вернее, после передачи старинной постройки в ведение Краеведческого музея какие-то работы всё-таки велись, но очень медленно, и руина оставалась руиной. И долго не решался вопрос: быть ли в доме Пресвятой Богородицы филиалу музея или залу органной музыки.

В 1990 году Введенская церковь была возвращена Воронежской Епархии, а в 1999 передана Алексеево-Акатову монастырю.

4 декабря 1999 года в престольный праздник храм был освящен Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

 

 

Насельницы монастыря часто вспоминают это время юности обители, радостных надежд… Храм тогда не был расписан – об этом даже не помышляли. Иконы, кроме немногих старинных, переданных из запасников музея, ‑ наклеенные на фанеру репродукции, которые постепенно заменялись писанными. Явным было тогда желание возродить древний иконописный стиль – насколько умели.

Во Введенском храме с самого начала стали служить ранние Литургии в воскресные дни и в великие праздники, а так как храм находился вне монастырской ограды, в нем совершали все таинства и требы, как в приходских храмах: Крещение, Венчание, отпевание.

Много лет здесь перед иконой «Неупиваемая Чаша» служил молебен о страждущих недугом винопития недавно почивший протоиерей Александр Фырин, клирик монастыря.

Здесь отпевали служивших в обители священников: прот. Владимира Чичерина (2008 год), прот. Кирилла Мелешко (2010 год), прот. Николая Сальчука (2015 год).

По причине недостатков в ходе первоначальных работ, храм вновь был закрыт на ремонт – на несколько лет.

Проект росписи храма – плод почти полугодового творческого поиска художника-иконописца Владимира Александровича Марченко в соавторстве с дочерью, архитектором-реставратором Марией Владимировной Моргачевой.

Перед иконописцами стояла непростая задача совместить строгость, торжественность и легкость. С помощью Божией, они справились с этой задачей.

 

 

За образец росписей были взяты орнаменты, картуши, кокошники храмов и палат Московского Кремля той эпохи, а так же варианты орнаментов из других храмов.

Особую трудность представляло соединить в гармоничное единство архитектуру XVII века («провинциальное барокко», как определяет его стиль художник) с иконостасом, выполненным в древнерусском стиле. Эту задачу решили за счет больших композиций в нижней части храма сочетающихся с иконостасом.

Иконостас был изготовлен в творческой мастерской Владимира Юшина — «Благое Дело», находящейся в городе Хотьково. Все его составляющие были созданы в традиции Русского православного искусства 17 века и органично вписались в общий стиль храма.

В качестве материала для изготовления иконостаса, Престола, Жертвенника и киотов использовалась ольха в соответствии с наследием церковного искусства. Орнаменты выполнены в традиционной технике плоскорельефной резьбы 17 века с дальнейшим тонированием древесины и покрытием фона цветной акриловой краской, благодаря чему выделяется рисунок. Также для создания органичного убранства использовалась древняя техника басмы, изготовляемой из латуни.

 

 

Данные работы по созданию внутреннего интерьера продолжались около 5 лет. 

Расписан храм в технике акриловой темперы итальянскими красками «Полуколор». Роспись выполнялась по левкасу на цементно-известковой штукатурке.

Особенность такого письма заключается в прозрачности красок (их лессировочных свойствах). При такой технике используются подкладки, которые просвечиваясь, дают сложный красивый тон.

При выборе цветовой гаммы росписи исходили из наружного цвета храма, имея в виду, что голубой цвет, это цвет Пресвятой Богородицы.

Основная цветовая гамма фресок светло-голубая с золотым и белым. Белый цвет в куполе и рамках внизу, а так же насыщенные цвета икон и композиций, от охристых и зеленовато-голубых до терракотовых и охра-красных, создают в храме ощущение праздника.

 

 

И хотя в Древней Руси не было принято запечатлевать имена трудившихся над благоукрашением храма Божия (в редких случаях становились известны имена иконописцев, имена зодчих – еще реже), но известен и другой старинный обычай – вписывать в синодики для благодарной памяти потомков и вечного поминовения в храме имена благодетелей и всех потрудившихся над благоукрашением Дома Божия, иногда даже начертывать их на особых досках, вырезать на камне. Следуя древней традиции, мы перечисляем имена особенно потрудившихся в этом святом деле.

В росписи храма принимали участие художники-иконописцы (супруги) Владимир и Галина Марченко, Владимир Новиков с помощниками Еленой и Евгенией, Владимир и Александр Шестопаловы, Владимир Фурсов, Михаил Ананьин с помощниками Светланой и Еленой, Владимир Кузнецов. Работы по золочению в храме выполняла бригада из Санкт-Петербурга под руководством Эфендиевой Натальи Алексеевны.

 

 

Основные художники, участвующие в росписи храма – это члены Союза Художников России – опытные мастера своего дела.

Владимир и Галина Марченко уже более четверти века трудятся в храмах Ельца и Воронежа. В Алексеево-Акатовом монастыре ими выполнены росписи Алексеевского и Владимирского храмов, надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, трапезной монастыря, мозаика в часовне новомучеников.

Образ Спасителя «Спас на троне», расположенный над Горним местом, в центре алтарной апсиды написал член Союза Художников России Владимир Новиков.

Иконы для Престола, Жертвенника, киотов в Алтаре, а так же образы святых над подсвечниками в трапезной части храма выполнил воронежский иконописец, член Союза Художников России Красавин Сергей.

В росписи храма доминируют образы из земной жизни Матери Божией: Рождества Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение.

 

 

Здесь так же можно увидеть образы особо почитаемых воронежских святых: святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Антония (Смирницкого).

На стенах храма написаны образы Святителя Алексия, митрополита Московского, являющегося покровителем Алексеево-Акатова монастыря, священномученика Петра (Зверева), судьба которого была тесно связана с нашей обителью.

Сестры монастыря и прихожане были рады вновь увидеть в храме уже много лет сокрытые в ризнице или находившиеся на реставрации старинные иконы, благоговейно поклониться Плащанице Спасителя, вышитой, видимо, в одном из женских монастырей в конце XIX- нач. XX века, и ныне отреставрированной и помещенной в новом киоте.

В день празднования Сретения Господня, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил чин Великого освящения Введенского храма. В этом стечении праздников несомненно видится проявление Промысла Божия. Там и там воспоминаемое событие совершается в храме, там и там – встреча с Богом.

 

 

В Иерусалимском Храме встречает пророк Захария Отроковицу, Трилетствующую Юницу, Одушевленный Кивот Божества, приведенную святыми родителями для посвящения Богу. В храм входит Та, Которая больше храма.

В храме же встречает праведный Симеон Богомладенца Христа, на руках Матери Своей принесенного для посвящения Господу как первенца Ея.

Нельзя не увидеть связи этих двух Богородичных праздников, двух событий из земного жития Царицы Небесной: посвящение Её Богу, отречение от мiрских утех (чем-то напоминающее монашеский постриг – это особенно чувствуют сестры обители и, наверное, оттого так любят этот праздник) и предуказание крестного пути, Симеоново проречение («И Тебе же Самой душу пройдет оружие» Лк. 2:35).

И вспомним еще, что устроители храма первоначально желали посвятить его Успению Пресвятой Богородицы – празднику Её Небесной славы, завершение земного подвига, восхождения в Горняя.

Так раскрывается перед нами вся полнота Богородичных праздников.

И в жизни человеческой, ‑ в ограде храма Божия этого земного Неба под всемогущей десницей Всевышнего, под Покровом Пресвятой Богородицы.

Здесь вступает человек в жизнь духовную в Таинстве Крещения (рождения свыше), сообщается с Господом теснейшим образом в Таинстве Причащения, получает благословение на супружество в Таинстве Брака и последние напутствие в жизнь вечную.

Все эти Таинства и обряды будут совершаться во вновь освященном храме, как и прежде.

 

монахиня Наталия (Чурсанова)

Алексеево-Акатов монастырь, 2023 год

 

 

 

(434)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *