Ценность человеческого тела

Мы должны знать, что с того момента, когда Христос появился на земле, был распят, претерпел страдания, был погребен и воскрес, для нас эти события имеют продолжение в наших душах. Одновременно продолжается и суд Христов над людьми, суть которого в том, что человек думает о Христе. На основе этого мнения и будет происходить суд над человеком. То есть принимает человек Христа как Богочеловека и единственного Спасителя или нет.

Из проповеди митрополита Лимасольского Афанасия:

«Воскресение и Вознесение Христово: ценность человеческого тела».

 

 

В сороковой день после Воскресения Господь телесно покинул этот мир, вознесся на небо и сел одесную Отца. Здесь речь идет, конечно, не о месте. Рядом с Богом нет какого-то кресла, на которое можно сесть, и небо не является географическим объектом. Это место, где находится Бог, и об этом говорится для того, чтобы мы поняли, что Христос ушел и, забрав с собой и человеческую природу, вознесся как Богочеловек, а не как Бог. Как Бог Он всегда был со Своим Отцом и не разлучался с Ним ни на миг. И тогда, когда Он был на земле, и когда был в аду, как Бог Он был вместе со Своим Отцом. То, что он забрал с собой и свою человеческую природу, является как раз результатом всех предыдущих событий: Креста, страстей, Гроба и Воскресения.

 

 

Воскресла человеческая природа Христа и вместе с ней воскресла вся обожествленная человеческая природа. Значит, событие Вознесения, нашего обожествления, касается теперь всего человека. Оно показывает нам, насколько Бог удостоил человека.

Мнение, что Церковь пренебрегает человеческим телом и говорит только о духовной жизни и добродетелях, является неверным. Наоборот. Как раз именно Церковь и Православие особенно подчеркивают обожествление человеческого тела. Больше нигде мы не встречаем теории об обожествлении человеческого тела, как в православном богословии. В этом и заключается суть Вознесения Христова. Ничего из того, что Христос совершил, Он не сделал для Себя. Вознесение Христово не просто значит, что Христос возвратился «домой» после Своего пребывания на земле, не в этом цель Вознесения. Цель состоит в том, чтобы показать нам наш путь, где мы его заканчиваем и куда нас вознес Христос.

Давайте вспомним, как в ночь перед страстями в Гефсиманском саду Он молился Своему Отцу о нас: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17: 24). То есть Христос попросил у Отца Своего, чтобы во все веки, в Его бесконечном Царстве, как раз там, где Он сам пребывает, оказались и мы. Где Христос? В славе Бога Отца, Он равен Своему Отцу, и ему это принадлежит по Его природе, нам же дается по благодати. Таким образом, мы знаем, что если Христос находится одесную Отца, значит, и мы находимся одесную Бога Отца, видя и участвуя по благодати в этой славе и в обожествлении нашей человеческой сущности.

Конечно, возможно, все это сложно понять, однако это имеет глубокий практический смысл для нашей повседневной жизни. Некогда был один юноша, на протяжении многих лет страдающий от одного телесного греха, от которого он никак не мог избавиться. Как только он пытался что-то изменить, сразу случалось падение, и эта история повторялась. Он обращался ко многим духовникам, и все пытались сказать ему, что это неправильно, и каждый пытался ему как-нибудь помочь. Однако грех продолжался. Здесь дело не просто в грехе, который с помощью покаяния и смирения отступает. Дело в том, что грех — это болезнь, которая пожирает душу человека. Что и произошло с этим юношей. Многие приводили различные аргументы из медицины, философии, психологии и психиатрии, что этот грех наносит большой вред человеку.

В мое время, даже, наверное, и сегодня можно встретить, были такие книги, в которых говорилось, что грех или последствия греха вредят человеку, а также вред наносится и его глазам, и уму, и т. д. Таким образом, они пытались убедить людей избегать этих действий не потому, что это грех, который прерывает связь со Христом, но потому, что эти действия могут неблагоприятно повлиять на здоровье и вообще на жизнь человека. К примеру, многие сегодня выступают в защиту постов, утверждая, что у постящихся уменьшается холестерин и отступают различные болезни, будто бы святые отцы были диетологами. Да даже если бы холестерин и триглицериды поднимались, мы бы все равно постились. Не в этом цель поста. Мы избегаем греха не потому, что он взбудоражит нашу нервную систему, и наше здоровье пошатнется. Бог, Который учит этому, это не Бог Евангелия, но Зевс или Сатурн и все те, которые гневались, бросали молнии и творили зло на земле. Настоящий Бог имеет иное измерение.

 

 

Так вот, этот юноша читал подобные книги, где психиатры утверждали, что если человек совершит этот телесный грех, то будет иметь болезни и т. д. Тогда юноша поехал на Святую Гору к одному старцу и рассказал ему свою проблему, что он никак не может побороть свой грех. Старец по своей простоте сказал ему не грешить, потому что тело есть храм Святого Духа, а его члены есть члены Христовы и что сам апостол Павел говорил, что наше тело — это храм Святого Духа, которое воскреснет, вознесется туда, где пребывает Христос, и сядет одесную Отца. Тело наше свято, и его необходимо почитать, как мы почитаем тела святых, вспоминая, как наше тело было крещено и помазано святым миром, которое причащается Тела и Крови Господа, и человек полностью освящается. А это все значит, что он не может предавать свое тело нечистоте, потому что внутри живет сам Христос. Юноша этот все понял и осознал, что путь человеческого тела — через благодать к обожествлению, и решил свою многолетнюю проблему. Поэтому я и сказал о практических последствиях.

Понимает ли человек, что телесные грехи разрушают его и являются смертными и очень серьезными, потому что разрушают всего человека? Это проявляется даже в том, как мы выглядим и как одеваемся. Некогда мы дошли до того, что возникли целые учения о христианской моде, о том, как должна выглядеть христианка. Чем же все это кончилось? Видя издалека женщину, говорили: «Она из церковной школы», но, если ее волосы были заплетены иначе, не по установленным правилам, то считалось, что она нецерковная, что она принадлежит аду. Конечно, все это смешно, и мы не можем сводить спасение человека до таких вещей. Однако это не значит, что мы отменяем внимание к своему внешнему виду. Просто мы придаем этому иное значение. Наше психосоматическое существо нуждается в духовном воспитании, и то, как мы выглядим внешне, отражает то, что у нас внутри, потому что одно влияет на другое. Мы должны позаботиться о балансе, чтобы, с одной стороны, избегать вызывающего поведения и греха, а с другой, чтобы наше внешнее проявление помогало нашему внутреннему духовному росту. Например, священники и монахи имеют особенный стиль одежды во время богослужения, который учит их сдержанности и помогает внутреннему устроению.

Мы же на все должны смотреть с богословской точки зрения: что все происходит ради нас, что мы получили от Бога это сокровище вечной славы и что наше тело и наша душа будут пребывать в вечном блаженстве Царствия Божия.

 

 

Если внутри нас есть этот опыт и это чувство, тогда мы очень серьезно должны подумать, во что мы оденем наше тело, как с ним обойдемся и как его почтим. По этой причине Церковь не поддерживает карнавалы и всяческие современные мероприятия подобного рода, которые искажают и портят человека не только духовно, но и внешне.

В Отечнике есть история об одной девушке свободных нравов, которая прежде очень много помогала монахам. Когда же она попала в сети распутства, то один пожилой старец решил пойти к ней, чтобы увести ее от греха. Придя к ее дому, он не смог войти, так как служанка его не пускала. Он стал настаивать. Девушка подумала, что, может быть, он сможет ей дать что-нибудь ценное, какую-нибудь жемчужину, что нашел на дороге. Тогда она привела себя в порядок и позволила ему войти. Авва Иоанн вошел и начал плакать. Девушка спросила его, почему он плачет. Авва сказал ей: «Что ты имеешь против Христа, что дошла до такой жизни?» И в тот же миг пелена греха спала с ее очей. Она спросила у аввы, существует ли покаяние. Авва ответил, что существует. Тогда она оставила жизнь, которую вела, и ушла вместе со старцем. По дороге, однако, она умерла, и была спасена.

Если бы мы сегодня имели сердца и души, как у святых, то, увидев это плотское прославление человеческого тела в различных рекламах, фильмах и т. п., были бы очень расстроены, наблюдая за тем, как тело, которое Христос призвал к славе, обесценивается и предается греху. Некогда к одному старцу пришел юноша и рассказал, что он был в ночном клубе и видел танцующих голых женщин. Старец спросил его, как он смог сдержаться и не заплакать, видя этих женщин, ведь ради этих людей Христос был распят, и каждая из них призвана стать Богом. Как можно радоваться и получать удовольствие, когда видишь, как низко пал человек?

Если мы являемся теми людьми, которые хоть немного знают, что означает человеческое тело и как Бог прославил и прославит человека, тогда мы зарыдаем и оденем на себя траур за то ужасное состояние, в котором оказался человек. Нам всем необходимо понять, что Бог нас призвал к вечной славе и поставит нас одесную Бога Отца, как и Он Сам вознесся и сел одесную Отца.

(89)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *