Благословенна Ты в женах

7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова.

 

Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. 

 

И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Лк. 1:46-48

 

Наконец безмолвная Мариам говорит: и слово Ее, исполненное Духом, как река, течет и играет, как фимиам, восходит и благоухает, как молния, сияет и озаряет… Она славит Бога, и возносит к Нему не глас, но самую душу Свою: Величит душа Моя Господа. Радуется и радость Свою превращает в молитву и жертву духовную: Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Смиряется, и проповедует снисхождение Всевышнего: Призре на смирение рабы Своея. Пророчествует, и пророческий взор Ее проницает сквозь все времена до самого конца их: Отныне ублажат Мя вси роди…

 

Дивно слово Мариами, но величественно и Ее молчание… Вслушаемся в молчание Мариино и поучимся от Нее бережливо употреблять сокровище слова…

 

День Благовещения, то есть радостного возвещения о предстоящем воплощении Сына Божия, начинает открывать сокровенную в Боге жизнь Богоматери. Слово Ангела обнаруживает в Ней добродетель молчания. Внезапно входит он в Ее уединение и говорит Ей: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою; благословенна Ты в женах (Лк. 1:28). Сколько вопросов представлялось при этом удивленной Мариами!

 

Кто этот неизвестный? Какое имеет он право нарушать уединение Девы? Что значит неслыханное приветствие, которое безвестную Деву поставляет превыше всех жен в Мире? Но ничто не выводит Ее из обычного Ей безмолвия. Она чувствует движение духа: но уста Ее не движутся… Благодатная не желает испытывать тайн благодати. Благословенная не дерзает разглагольствовать о том, что выше слова и разума. И теперь не прервала бы Она своего молчания, если бы любовь к девству не исторгла из сердца Ее краткого слова: Како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1:34).

 

…Мариам есть совершенный сосуд благодати. Ибо как вещественный сосуд не годен, когда он течет, так и духовный сосуд не достоин, если не хранит влиянной в него благодати в ненарушимом, смиренном молчании, но течет и выдыхается, без нужды и без пользы, словом праздным, или нескромным, или нетерпеливым, или тщеславным; и напротив, как вещественным сосудом совершенным был бы тот, который не только влитое в него, но и самый дух его заключал бы во внутренности своей без малейшей утраты и которого ни удар не мог бы сокрушить, ни воздух или огонь разрушить, так совершенный сосуд духовный есть тот, кто, имея таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3:9), в мире сердца и в безмолвии всего существа своего хранит вверенную ему благодать с такой твердостью, которой никакие удары бед сокрушить, никакая страсть, никакое искушение разрушить не могут…

 

Кто будет иметь довольно постоянного внимания, чтобы следовать за Марией по всему пути Ее, тот может усматривать в Ней всегда тот же характер глубокой молчаливости, совершенного безмолвия, ничем не развлекаемого сосредоточения во внутренности своей — словом, жизни, сокровенной в Бозе. Ни высочайшая радость, ни глубочайшая скорбь не могли изменить сей главной черты Ее духа.

 

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Рождается Слово: Ангелы славословят, пастыри проповедуют — Матери ли Слова безмолвствовать и не торжествовать словом? Но Она безмолвствует и не расточает слов, а только соблюдает слышанное: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы Своем (Лк. 2:19).

 

Симеон ли пронзает душу Ее грозным пророчеством; Сам ли Иисус, еще в юных летах, оставляет Матерь и как бы отрекается от Нее, возвещая, что Ему в тех, яже Отца Его достоит быти (Лк. 2:49), Матерь Слова не прекословит, но безмолвствует. Мати Его соблюдите вся глаголы сия в сердцы Своем.

 

Наконец, стоит Она при Кресте возлюбленного Сына Своего, и предреченное Симеоном оружие действительно проходит душу Ее… Она страдала, без сомнения, как никто никогда не страдал на земле, кроме Самого Распятого, но бездна Ее страданий не обуревала и не потопляла Ее, непрестанно упадая в столь же неизмеримую бездну Ее терпения, страдания, веры, надежды, безусловной преданности судьбам Божиим.

 

Взирай, христианская душа, на священный образ духовного молчания, представленный тебе Евангелием в лице Мариами, и познавай сокровенную, величественную красоту души Ее, о которой написал пророк: Вся слава дщере царевы внутрь (Пс. 44:14); познавай и возлюби сию духовную красоту; возлюби и подвизайся, чтобы и тебе, хоть отчасти, облечься этой красотой дщере царевы и по следам Ее добродетели достигнуть Ее блаженства, ибо приведутся Царю девы вслед Ея (Пс. 44:15).

Святитель Филарет Московский

«Благовестник» № 13, 2008 г.

(177)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *