Безумием мнимым безумие мiра обличившие.

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей.

Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. 

 

 

Матушка Ксения…
Слова Ирины Скорик

 

Матушка Ксения дивно-блаженная, дай утешенье слезам,
Матушка Ксения, в скорбном смиренье, к твоим припадаю стопам.

 

В слёзном молении, в изнеможении, падаю не устоять,
Матушка Ксения скорби, мучения, даруй с любовью принять.

 

Мати блаженная благословенная, вновь повторяют уста,
К тебе прибегающих, с верой взывающих, молишь смиренно Христа.

 

Радуйся чистая, радуйся светлая, радуйся кроткая мать.
К лику блаженному, богоявленному, мы не устанем взывать.

 

Сирой и странницей, Божьей избранницей, нам в утешенье дана,
Гордость смирившая грех победившая, граду Петру похвала!

 

Мати блаженная, благословенная, сил нет, в беде устоять,
Чудная Ксения во исцеление даруй свою благодать!

 

•••

Именование глупым, как известно, считается у людей одним из самых обидных и, как говорил Господь в Своей Нагорной проповеди, подлежит наказанию.

«…кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону, а кто скажет «безумный» подлежит геенне огненной». (Мф. 5:22)

Но что стоит за словам «ум» и «безумие»?

 

О Духе Святом воспевает Церковь:

«…Дух Святый Свет и Живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный» (из стихиры На хвалитех, глас 4, служба Недели Святыя Пятидесятницы, в субботу вечера).

Умными силами называют Херувимов и Серафимов.

Ум человеческий – один из признаков его богообразности, богоподобия. Но падший человек живет в мiре падшем, и ум начинает отождествлять и с холодным рассудком, и с житейской находчивостью, изворотливостью, и с многообразными лжемудрованиями, затмевающими в его глазах свет Истины.

 

«…не обратил ли Бог мудрость мiра сего в безумие? Ибо когда мiр своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… потому что немудрое Божие премудрее человеков…

Бог избрал немудрое мiра, что бы посрамить мудрых, и немощное мiра избрал Бог, чтобы посрамить сильное». (1 Кор. 1:20, 21, 25, 27)

Так писал Коринфским христианам апостол Павел, умнейший и образованнейший, ученик знаменитого у иудеев Гамалиила, вменивший в тщету всю премудрость мiра сего ради проповеди Христовой.

Христианство, Крест Христов для мiра, в грехах погибающего – юродство, безумие, соблазн, а для спасаемых – сила Божия, истинная мудрость.

И о себе апостолы говорили: «мы сделались позорищем для мiра, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе… мы как сор для мiра, как прах всеми попираемый доныне». (1Кор. 5:9,13)

 

Так и последователи их в разные времена…

Самой жизнью своей по вере эти «безумцы» были обличением слепотствующего мiра.

 

И блаженная Ксения, «безумием мнимым, безумие мiра обличившая», избравшая вольную нищету, оставившая все земные стяжания, владелица дома – ставшая странницей бесприютной, лишенная семейного очага – устраивавшая семейное счастье других. Терпевшая голод и холод, она дарила тепло. Принимавшая насмешки и поношение, вносила любовь в мiр любовью оскудевающий. Помогая строить видимый храм (Смоленскую церковь), служила созиданию душевных храмов ближних своих.

 

Как и наша воронежская подвижница, блаженная Феоктиста – во времена, когда безумие мiра возросло до открытого богоборчества. Такие подвижники «держали жизнь».

 

Жили по вере и стояли «даже до крови» (как, например, другой воронежский юродивый Максим Павлович, расстрелянный в 1937 году). В следственном деле его написано: «слабоумный» – больше ничего не увидели безбожники в сподвижнике блаженной Феоктисты. А именно на этих «слабоумных» оставил протоиерей Митрофан Бучнев духовное попечение о созданной им общине, в которую входили многие и умные, и образованные.

А наш народ – боголюбец юродивых любил.

В. Даль в «Словаре живого великорусского языка», объясняет значение этого слова так: «юродивый – безумный, дурачок, от роду сумасшедший». И – «божевольный», т.е. по воле Божией живущий, познавши ее.

Церковь называет этих рабов Божиих блаженными – как Блаженного Агустина, богомудрого епископа Иппонийского, как блаженную царицу Феофанию…

 

Различен их жизненный подвиг, их образ служения Богу и людям. Буйствовали дивеевские блаженные, но не принимали вида внешнего безумия ни блаженная Матрона Московская, ни другая Матрона – Анемнясевская, тоже страдалица от младенчества, тоже утешительница, прозорливица, исповедница веры Христовой.

Блаженны они, ибо жили не по извращенному разуму мiра сего. И за то ублажает их Церковь.

монахиня Наталия (Чурсанова)

Алексеево-Акатов монастырь, 2021 год.  

 

Тропарь блаженной Ксении, глас 7.

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

    Кондак, глас 3.

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

 

 

 

(128)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *